Шепелявость является речевым расстройством, заключающееся в некорректном выговоре шипящих или же свистящих букв. В этом случае помогут наши любимые скороговорки! Если вы будете каждый день тренироваться таким способом, то выше описанная проблема точно пропадет! Дальше находится реестр скороговорок для шепелявых, созданный нами.
Барабашка шебуршит.
Поэтому даже детям и молодым людям стоит тренировать дикцию, чтобы в старости можно было вызывать у людей приятные ассоциации. Учить слова и делать ошибки — противоестественно природе человека, поэтому нормальное произношение не только украшает, но делает речь выразительной и живой. Нарушение дикции может также испортить впечатление о человеке — если вас, например, не понимают в небольшой компании.
Кроме того, с возрастом дикция становится более «острой» и в речи появляются ограничения, которые человек с красивой дикцией никогда не допустит в повседневной жизни. Некоторые люди сильно заикаются и путаются даже в простых словах, потому что у них болезнь Паркинсона, а другим характерен резкий перепад в интонациях. В любом случае, речь — это прежде всего инструмент общения, которым мы пользуемся в повседневной деятельности. И если человек начинает с детства акцентировать внимание на дефектах своей речи, он будет постоянно испытывать трудности, прежде всего в общении с другими людьми.
При этом есть люди, которые по природе своей не сильно зациклены на грамматике, не обладают хорошей дикцией, но при этом добились серьезных успехов в профессии и творчестве. Такие люди, опять же, обладают более сильной и яркой энергетикой, чем те, кому важна красивая речь. Я сама не очень люблю гладкие, идеальные и бесконечные рассуждения — мне всегда хочется с чего-то начинать, чтобы потом было о чем говорить и что обсуждать. И моя врожденная привычка начинать разговор с чего попроще и поосновательней помогает мне в любых разговорах.
Но если человек не может сам (не хочет или не умеет) — он этого не сделает. Не надо бояться говорить красиво, не надо стесняться этого. Даже если нет артистического дара, если нет художественного вкуса — лучше говорить правильно и с уверенностью, нежели не говорить вообще, тем более с чужих слов, нечленораздельно мычать и шептать. Эта привычка очень важна для общения с пожилыми и с людьми различных социальных групп.
Поэтому давайте поговорим с вами о том, как улучшить свою речь, а не о том как испортить ее. А если уж вы выучили наизусть какое-то красивое стихотворение, или знаете, с какой интонацией и в какой момент лучше начать говорить, то в чем может быть смысл выпендриваться в речи. Выпендреж в речи — это не только отсутствие культуры, но еще и дурной тон. Человек, воспитанный в культуре, будет следить за своей речью, тем более при общении со взрослыми. А вот выпендрежник не знает культуры, и потому его речь не стесняется. Он выражает себя, выпендриться, самовыражаться через речь.Язык — это часть культуры. Язык — это инструмент человека. Язык может быть очень красивым и выразительным, но все равно не считаться с культурными особенностями говорящего на нем человека, или будет нарушением норм русского языка в целом, его канонов. Поэтому некоторые свыдддиясты и произносят не как положено, или коверкают слова, произносят их не в той последовательности, не так как нужно. Таких смело можно назвать неумехами, кривляками. Но не спешите их клеймить, жалеть и оскорблять. Мало того, что это выглядит несолидно, еще и выставляет на всеобщее обозрение, грубо искажает русский язык. Но ведь именно такие люди пытаются что-то исправить, и в итоге попадают в секту, начинают внедрять что-нибудь модное и благое. А ведь это пошло по отношению к русскому языку. Русский язык всегда был для меня культурным, я очень благодарна своей маме за то, что она старалась воспитать из меня культурного и образованного человека. Из меня выросла интеллигентная девушка. А в секте с такими людьми особенно жалко расставаться. Поэтому я не позволю использовать свой язык как орудие воздействия на неокрепшую психику малолетних дошколят и их родителей.
А вот прием с шипением надо использовать в речи далеко не всегда. Здесь его применяют, например, в разговорном сленге и в некоторых арготиках, но в обычном литературном русском языке его использование нежелательно. Я далеко не специалист по произношению. Но, по моему, у многих людей звуки ши и щ очень похожи по звучанию. Если бы и не похожи, шишечник бы подпадал под определение шиш, а как человек, использующий шипящие звуки, его однозначно надо было бы назвать шишицей.
Вы не поверите, но шишица является очень распространённым мягким шипящим, несмотря на шипящую Ж, звук Ш не шипящий. Следовательно, в русском языке есть шипящие, например: шиша, ширь, кроме того, на стыке шипящих ш и щ, можно услышать шипящий звук Ш: шест, сушь, шишница. Для меня этот вопрос был бы серьезным препятствием при изучении русского языка. Ведь если его проанализировать, то это для меня то же самое, что быть любителем и знатоком клякс. Ведь все они — разные, а у всех у них — индивидуальный взгляд на мир, на его восприятие и на окраску. Ну, тут уж куда кривить душой: шиш-на-диво! Лично для меня это было бы трудно, так как не всегда знакомые мне звуки произносятся очень точно, часто бывают просто не в то горло.
_____________________________________________
Владислав слушает слова, а слышит слоги.
Ну, нет у многих людей природного дара, дар-то, он тоже может быть дан, но если его нет, то приходится его выращивать. По себе помню, когда я только начала говорить, то учителя хвалили меня за чистоту произношения, но уже с течением времени, я стала замечать, что произношение у меня стало мужским. Чтобы речь была правильной и не усредненной, должна быть опора на правильное произношение и активный словарный запас. Думаю, что всё зависит от того, какой человек, к чему тянется больше — к книжкам или к матерщине. Это врождённое, наверно, и исправляется много лет.
Тем более что многим она и дается с трудом, тем более что многие не хотят меняться и вести нормальную речь, потому что она кажется им дискредитирующей. Но с ошибками и неправильным произношением можно и в 30, и в 50, и даже в 80 лет предстать в глазах окружающих отпетым негодяем. Поэтому, если у вас хороший словарный запас и вы хорошо понимаете язык, произношение можно тренировать. И в рамках заданной темы эта работа касается не только детей. Вот некоторые приемы, которые помогут вам улучшить произношение:
1. Правильное произношение — залог успеха. Перед тем, как приступить к тренировке произношения, стоит четко осознать для самого себя, что это необходимо.
2. Произнесение гласных в трудных случаях можно заменить повышением тона в разговоре. Или даже покрутить во рту языком, как бы произнося звук а как о.
3. Упражнения полезно разбивать по смыслу. Например, начинать с самого сложного для вас звука – это сначала непросто, но потом он точно дается.
4. Закрепляйте упражнения с помощью несложных текстов: «а скоро вы проведете в университете дипломную…», «а сейчас я расскажу вам о некоторых особенностях турецкого языка…», и так далее. И обязательно завершите таким разговором, который можно сопровождать видео или иллюстрациями: сегодня мы с вами поговорим о выборе правильного произношения в связи с проведением конкурса…
5. Употребляйте во время разговора “говорящие” слова, такие как город, городишко, деревня, огород, хлев, огородник, огородница и так дальше. Чем больше таких слов вы произнесете — тем лучше.
6. Поддерживайте разговор с третьими лицами. С одноклассниками или друзьями при использовании жестов.
7. Изучайте значение незнакомых слов. Например: как приготовить солянку.
Да, русский язык — великий и могучий. Он настолько богат и многообразен, что на нем можно разговаривать на любом языке. Но каким-то чудом, в рамках одного языка, он умудряется повторять одно и то же бессчетное количество раз. Сначала он сохраняет примитивность и полнейшую стерильность речи, потом, оттачивая свой «философский» слог, он становится более литературным, изысканным, плавным, поэтическим, все больше и больше в него вплетаются греческие буквы, исчезают четкость, скованность, небрежность.
Нецензурно выражаетесь? А не судите по себе. Поговорите с кем-нибудь из своих друзей, например, из семей астраханцев-обывателей, которые живут за пределами города, и попробуйте рассказать им как вы живете и что происходит в Астрахани. Нелегко придется. Мозги у всех набекрень закружатся, вы уже не будете знать, как объясниться, а для того, чтобы что-то изменить, нужна и смелость, и совесть, и терпение. По возможности свои ошибки надо исправлять, а если что-либо изменить невозможно, то хотя бы уменьшить их количество в своей речи.
Думаю, что теперь понятно, почему полезно разговаривать вслух. Это позволяет:
-Упражнять связочный аппарат;
-Повышать самооценку;
-Избавляться от вредных привычек;
-И многое другое.
С разговором вслух в нашей жизни связано столько важного и радостного, что собственно говоря, доверять людям, которые не используют свой шанс, боясь выглядеть глупо, а иногда и самим выглядеть глупыми, просто глупо. Все в этом мире неразрывно связано, и даже человеческие отношения. Надо учиться быть открытым и доверяющим, хотя бы в какие-то важные моменты.
Мы с Лизой продолжали заниматься в школе и однажды на уроке физкультуры потянулись в сторону школьного стадиона. Дело было летом и надо было идти коротким путем, через овраг, возле которого мальчишки собирали валежник. При этом нас сопровождала глухая брань, которой мы не слышали. А не слышали мы нецензурные выражения из-за шума леса. Вслух мы их произносить не решались, конечно, но когда проходили вблизи от родителей и слышали их отчетливый голос, то делали вид, что они нас не касаются.
__________________________________________
Глядят подсолнухи на солнышко, А солнышко — на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка, А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел. Созрел, подсох, склеивался.
Не для этого ли существуют дикторы, чтобы незаметно вырабатывать правильное произношение. Приходит с каждым годом все больше людей в эту профессию, можно обойтись и без ЕГЭ, пусть подростки слушают и учатся, а их родители и учителя не переживают по этому поводу.
Записывать, прокручивать в голове, а потом произносить вслух. И тренировать внимание. Для этого лучше всего подойти в уединение, включить музыку, меломанскую, правильную. С какой-нибудь знакомой мелодией, чтобы не отвлекаться ни на что, сосредоточиться и сосредоточиться на произношении. Больше всего помогает элегическая, возвышенная, медленная. Но все-таки главное — это использовать музыку как мотиватор. Музыка не должна быть слишком громкой, фоновой. Лучше в чем-то медленном, размеренном, спокойном. А может быть, и вовсе без музыки. Если же вы, находясь в кампании, решили, что музыка для вас сейчас не актуальна, можно пробежать ритмичную мелодию под ритмичную, или под какую-то приятную вам самим мелодию, напевая под нос, и проговаривая про себя. Начните с малого — носите с собой наушники. Как только в помещении начнут на вас обращать внимание, затыкайте их.
Сразу станет легче, песня войдет в ваш ритм. Чтобы не потерять этот ритм, не стоит петь, когда вам кто-то активно не нравится, не понравился. Поэтому лучше петь только тогда, когда никто не обращает на вас внимания. А это может быть даже два раза за все время, что вы собрались. Если есть возможность снять наушники, так и надо поступить. Это поможет вам не отвлекать от вашей цели внимание присутствующих. А после этого нужно дать волю чувствам и выплеснуть эмоции. Полезно для этих целей либо читать лирические стихи, либо слушать любимую песню. Эффект больше, чем от комедии, драмы, эстрадного или оперного искусства. Может быть даже, что во время исполнения песни, которая вам не совсем нравится, на вас посмотрят с большим вниманием и интересом, нежели чем когда вы исполняли тот же романс, но с помощью профессионалов — артистов, преподавателей, учителей.
В подростковом возрасте это особенно актуально. Только не переусердствуйте, чтобы не стать «рыжим лисом» (слова Ленина). У многих способностей к языкам нет, потому что они неправильно обучались. Это как шутка: у меня был знакомый, который в деревне немецкий с украинского учил за один вечер. На севере в течение года учили русский язык, но один раз только на занятиях в школе. Вот такой «талант». И с таким произношением и с такими ошибками люди попадают в крупные политические и государственные структуры. Не знаю, что помешало этому молодому человеку сдать экзамены, поступить, остаться работать. По скольку у всех свои проблемы, не могущих учить язык не должно быть много. Не хочу ничего плохого сказать про учеников, которые были с виду грамотные, но в дальнейшем не смогли преодолеть трудности в обучении. Но все-таки детей нужно учить правильно, не опуская их до своих ошибок. А то некрасиво получается.И еще. Иногда учителей, которые допускают такие ошибки, хочется назвать унижающим русский язык словом «петрушка». Да, так говорил Ленин, но мне кажется так можно назвать человека, который не имеет представление о русском языке.
Но вот ведь беда, тренировать-то можно, но дело в том, что произношение зависит не только от количества слов и речевых оборотов, оно зависит еще и от тембра голоса, от интонации, от умения и желания произносить правильно. Для публичных выступлений лучше пройти специальный курс обучения, его можно приобрести в любом обучающем центре. Желательно регулярно, как минимум раз в полгода посвящать этому время. Это полезно для нормального развития речи, тренировки фонематического слуха, для правильной артикуляции и расслабления.
Важно, чтобы этот процесс сопровождался еще и дополнительным стрессом для говорящего, например прослушиванием учебного видеофильма по толкинистике. Это всегда хороший стимул для работы над исправлением речи. Но и другим словом тут не получится обойтись. Видеть проблему надо и в ней винить язык в целом. На начальном этапе это сложно. Но с опытом придет и то, что я называю «моментальноработающий метод».
В детстве я, к примеру, так же не заморачивался над тем, как сказать правильно. Понимал, что это бесполезно, что «так» как сейчас говорить нельзя, и так разговаривал все время. Другой же, чье произношение было более красивым, но менее правильным, вызывал у меня раздражение. Вроде бы и «он», и «ещё», и что там ещё было… И в результате я стал думать, как правильно сказать. И так прошло лет 5 или 6. Потом я придумал действенный способ, которым пользовался на начальном и среднем этапах своей речи, и который многократно помогал мне в ее совершенствовании.
Я называю этот способ «Большим кораблем» (Большое Путешествие). Суть его в том, что мы используем одну из трех стратегий работы с речью:
1. Циклическая. Развитие словаря. То есть мы каждый день говорим какое-то количество слов. При этом мы их не только знаем, но еще и практикуем. Например, мы знаем, что главное — знать, как говорить правильно, и говорим по 5 слов в день. Потом мы начинаем говорить меньше слов, потом также понемногу их отменяем и увеличиваем. Но многие с нехарактерными дефектами произношения будут восприниматься в штыки, а человеку умному без врачебного осмотра точно не разобраться, кто перед ним.К чему я это рассказываю и к чему веду. В этот раз я совсем не планировала репортажи о государственных деятелях или чиновниках, их семьях, детях, родителях, поэтому интервью получилось интервью сугубо личным и только для себя. К тому же, год от года продолжается тенденция переводить тему на личности. Так что вполне уместно будет процитировать классику, когда про «черный хлеб» говорили: «Черный хлеб есть не будешь!»
Слоган для супермаркета «Магнит».
А сейчас я хочу кое о чем рассказать. И мне бы хотелось услышать ваше мнение. Многие, наверное, помнят историю с высадкой в Черногории десанта российских журналистов в рамках антикоррупционного проекта «Чайка». Так вот, для меня эта история еще одно подтверждение того, что даже элементарное соблюдение правил приличия при общении с чиновниками — это непременный элемент цивилизованного общества. И я бы порекомендовала всем, кто работает в публичной сфере, быть более обходительными с гражданами, особенно с теми, кто идет на большие чины. Я не беру в счет чиновников, у которых семьи не хуже, чем у простых людей. Кстати, о чиновниках. Так вот недавно один из московских чиновников как-то совершенно справедливо высказался о том, что органы власти должны быть ближе к народу, все же человек с улицы туда никогда не попадет. Я совершенно с ним согласна, вот только отметила, что пропускной пункт к этой публике нужен еще более строгий, чем к обычным гражданам. А люди власти, как мне кажется, в своей массе и так всегда открыты, добры и честны.
___________________________________________
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Например, если человек говорит с ошибками, не играет на публику, он нуждается в этой разминке перед тем, как выйти на публичное выступление, для заполнения пауз, для коррекции своего произношения и т.п. И чем сильнее он будет ее тренировать, тем меньше будет заметен ее недостаток.
Как уже сказал, произношение у нас нечетко и его можно улучшить. Это прекрасно понимают и власти, и сами педагоги. Но до того, пока мы сами не захотим заниматься и будем безграмотны в этом вопросе, — ситуация не изменится. Скрепя зубы, какие то меры в этом направлении предпринимаются. Запретить не можем, но поговорить о проблеме можно.
У меня большая просьба к тем, кто прочтет эту публикацию: пришлите фото дикторов, речь которых Вам не нравится (или просто не нравится!), для отправки мне в личку. В следующем году у меня будет возможность снова печатать объявления в газете или на сайте. Хотелось бы, чтобы они не были безликими и шаблонными, а имели характерное и индивидуальное произношение. Главное, чтобы материалы не были скучными и монотонными. Но и с прикольными озвучками не хотелось бы Вас отпускать.
Исходя из своего личного опыта работы, изучения работы дикторов телевидения и работы в своем коллективе, могу сказать что в голосе — есть элементы «соплежевания» или «психопатии» голоса диктора. Конечно в полной мере не берусь судить об этом, потому что в работе диктора — большинство манипуляций, эпитетов и прочих подобных инструментов применимы лишь к речи диктора, а не к содержанию, дикторской интонации. Да, голос может иметь какие-то элементы сизого или трубного голоса, может обладать наличием классических или сиплых (атактически сиплый) обертонов. Но такие вещи говорят о том, что не все прекрасно с дикцией, тем более в профессиональном разговоре. Возможно, что диктор на своем эмоциональном подъеме может говорить как бы выпуская звук, и даже иметь на конце кончик вперед. Но это лишь мое предположение, потому как на его работе этот элемент не сказывается так сильно как на поведении человека на работе.
А в армии как раз наоборот, там произношение более четкое и правильное, ибо там говорят именно по долгу службы, а это каждодневная речь, которая должна быть исключительно правильной, даже если это иностранная речь. Здесь необходимо только одно — научиться выговаривать все буквы, в том числе на согласных.
И не только с помощью тренировок правильному произношению, но просто на практике, в общении с разными людьми, как с друзьями, так и с незнакомыми. Научившись правильно говорить и думать, вы сделаете свою речь более культурной и грамотной. Не нужно цепляться за «не знаю» и «не умею». Учитесь думать так, чтобы ваш собеседник смог быстро вам что-то подсказать, прочитать по вашим губам и т. д. Поинтересуйтесь у своего собеседника, как ему удалось так хорошо изъясниться. И, возможно, он сам не раз будет удивлен тем, что говорит так замечательно. Разумеется, отточить речь не так просто, как слух или зрение. Но есть несколько способов, которые позволят добиться каких-то результатов.
Общение с различными источниками.
Для тренировки умений правильно говорить можно записать в тетрадке и потом прочесть, к примеру, те же самые слова, которые вы произнесете в разговоре, например, с вашим ребенком или с вашим тренером по лыжным гонкам. Это очень удобно — вы сразу будете знать, что именно будете исправлять, что вам не нравится. Вы сможете в любой момент переписать себе набранную запись, чтобы наглядно увидеть, что не так.
Сочинение.
Прежде всего, нужно разобраться, какие слова вам не нравятся в речи и нужно как можно быстрее найти им замену. Проблема даже не в словах, не в их произношении, а в их употреблении, в том, как вы их употребляете. Например, слово «пардон» может означать желание не совершать ошибку, небрежность, может быть, предупредительность или интересность. Например: «Спасибо за то, что вы учли мое замечание. Не знаю, правильно ли я поняла вас, но мне очень понравилось это слово». Все это нужно было бы записать в рабочей тетрадке, но у нас не всегда есть время.
______________________________________
Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком.
Просто надо понимать, что сами по себе дефекты речи не делают человека умным или красивым. Это просто определенный «эстетический дефект», который непременно нужно исправить, если Вы хотите научиться красиво и правильно говорить. И это намного проще, чем кажется. Если, конечно, есть желание и стремление.
А если неправильно произносить два-три слова — во-первых, это всегда будет бросаться в глаза. Во-вторых, поскольку мы говорим быстро, неправильно произнесенная фраза сливается с речью, и уже перестает быть оторванной от контекста. А в-третьих, любой косноязычный человек вызывает явное недоверие.
Не считаю правильным обучить произношению ребенка за несколько дней. Учитесь сами — в этом есть свои положительные стороны. Дети лучше запоминают сразу грамматику и фонетику, чем потом — произношение. Осваивайте фонетико-грамматическую разминку дома, по книге, для начала. Можно обратиться в школу английского языка. (и вообще — полезно для грамотности) «Cambridge English для детей» Вам в помощь. Там довольно много уроков по фонетике и грамматике, но по большей части — игра. Главное — мотивация для вас, и результат в виде улучшенного произношения. Вот будет вам предмет с названием — Н.Е.Вильямс «Произношение по методике Н.В. Шульгина» — почитайте. Изучайте себе дома каждый день, увеличивайте свой словарный запас, старайтесь ставить произношение как можно четче. Это не сложно. На это должно уйти времени не более года. Зато потом вы будете разговаривать как носители языка и с правильным произношением. Чуть не забыл: читайте больше — больше и больше! Можно в транспорте, можно в газете, можно на радио. В интернете сейчас полно всего. Ищите, читайте, учите. Это лучше, чем в ступор впасть через пару недель обучения.
Для этого нужны планомерные ежедневные упражнения, причем, нужно стремиться как можно чаще произносить слово правильно, знать его как можно лучше. Сам комплекс упражнений не сложен:
1. Правильное произношение звуков речи через небольшое количество времени вызовет их четкость.
2. Чередование гласных (йот и он )и согласных (ы, ь) в словах — тоже создает четкость звуков.
3. Правильная интонация, широкий диапазон произношения (и спокойный, и эмоциональный, и даже грозно грозный), постоянная практика (и дома, и на работе, и в транспорте) — помогает четкости речи.
4. Приемы самоосвобождения от стереотипов — помогают четкости произношения. Пять этих приемов помогают скоростному овладению правильной речью, а их эффект сохраняется на протяжении всей жизни.
Многие публичные люди — актеры, политики, музыканты, певцы, телеведущие, юмористы — это прекрасно знают. И во время выступления, понимая, что зрители ждут и подстраиваться под них нельзя, всегда обращают внимание на ошибки в речи. Я заметила, что после нескольких репетиций, даже ошибок стала путаться, а в результате слегка скорректировала свою речь. Может быть, это было и не на пользу. Но я все же не забывала о том, что нужно как-то добавить «голоса» или «логоса», сделать произношение более четким. Таковы законы жанра. А когда дело доходит до реальной жизни, ты уже можешь отрепетировать перед зеркалом любую свою речь и выдать в оговоренном темпе. Если навык не закрепился, то как ни старайся, работа будет идти плохо, настроение будет снижаться.
Вот поэтому я и пришла к тому, что главное — это тренировка, тренировка и еще раз тренировка. И еще хочу обратить внимание на то, что в интернете очень много видео, где кто-то учит, как разговаривать, вести себя «правильно», как говорить лучше, как себя вести. Особенно это любят политики и звезды шоу-бизнеса. (Вот, например, очередной шедевр на Ютубе под названием «У меня такой номер телефона, который вы не пропустите — я вызываю Вас на дуэль!»). И вот на основе всего этого — как говорить, каким голосом, какие фразы использовать и тому подобные статьи — люди выбирают и набирают себе стиль общения и речевой этикет, который им самим понятен, а не тот, который эти «учителя» по интернету получили.