В довесок к замечательному посту о французских актрисах, хотелось бы рассказать о практически забытой в данный момент, но очень талантливой актрисе, женщине с очень трагической судьбой, американке, которая смогла стать по-настоящему «своей» для французского кинематографа — Джин Сиберг.
Джин родилась 13 ноября 1938 года в городе Маршаллтаун американского штата Айова. У актрисы шведские (по отцу) и немецкие (по матери) корни. Джин с юных лет играла на сцене школьного театра в пьесах, а затем в постановках театра университета Айовы. Накануне выпуска из школы в 1956 году, одноклассники поставили её на первое место в опросе, оценивающем перспективы учеников добиться успехов в жизни. Так и случилось.
Карьера 19-летней Сиберг началась с роли Жанны д’Арк в фильме Отто Премингера «Святая Жанна». Режиссер фильма выбрал Джин из 18000 тысяч девушек, однако, несмотря на широкую рекламу, фильм успеха не имел и критики сочли игру Сиберг неубедительной.
Несмотря на провал дебютного фильма, Премингер приглашает Джин в свой новый фильм — мелодраму «Здравствуй, грусть», экранизацию нашумевшего романа Франсуазы Саган. Фильм получил неоднозначные оценки, Джин много критиковали, хотя и отмечали ее внешность, и больше Премингер ее никогда не снимал.
Однако во время съемок «Здравствуй, грусть», которые происходили на Лазурном берегу, Джин знакомится с человеком, который перевернул её карьеру. Нет, это не культовый режиссер, продюсер или актер, это обычный юрист Франсуа Морею. Джин вышла за него замуж и именно Франсуа открыл для нее Францию.
Супруги поселились в Париже, где актриса брала уроки французского, вокала и актёрского мастерства. Её муж также начал принимать участие в кинопроцессе. В 1960 году Сиберг появилась в фильме «Перемена», сценаристом и сорежиссёром которого был Франсуа. Этот фильм, как и «Здравствуй, грусть», был экранизацией романа Франсуазы Саган. Вскоре после окончания съемок Джин подала на развод, обвинив Франсуа в жестоком обращении.
Позже Джин скажет:
Мой первый брак не был счастливым. Я вышла за него, потому что была под впечатлением от того, как он заказывал вино и оставлял визитку. Нелепые причины.
Вот как Джин отзывалась о Франции:
Мне всё очень нравится. Мне невероятно повезло – этот опыт, переживания пришли ко мне в возрасте, когда еще можно учиться. Но это не значит, что я останусь во Франции. Я в Париже, потому что я здесь работаю. Я не экспатриантка. Я поеду туда, где для меня есть работа. Жизнь во Франции имеет свои недостатки. Один из них – церемонность, необходимость соблюдать установленные нормы. Всё построено на том, что ты всецело отдаешь себя только своим близким. Возможно, это лучше, чем другая крайность — в Голливуде, где люди посвящают себя публичной жизни настолько, что уже ничего не остается для семьи. И всё же американке сложно привыкнуть. Я скучаю по свободе обращения, дружелюбию американцев, по тому, что заставляет людей улыбнуться. Мне не хватает синих джинсов, молочных шейков, толстых стейков и супермаркетов.
Однако уехать из Франции она больше не смогла, потому что следующий фильм навсегда изменил ее судьбу.
В 1960 году Джин снялась у французского режиссёра Жан-Люка Годара, одного из пионеров французской новой волны, в драме «На последнем дыхании».
Эта картина стала самым известным фильмом с её участием. Её партнером по фильму был Жан-Поль Бельмондо. Работа принесла актрисе большую популярность во Франции и номинацию на премию BAFTA. Критики наконец-то признали, что Джин по-настоящему талантлива. Этот фильм часто называют манифестом поколения 60-х. Благодаря роли Патриции, которую Джин сыграла в этом фильме, она стала культовой фигурой во Франции. Выросла и её популярность в США. В обиход даже вошло выражение «стрижка под Джин Сиберг». Джин стала символом для молодых американок, которые мечтали уехать в Париж и стать Джин Сиберг.
В 1961 году у Сиберг начался роман с известным писателем Роменом Гари, который был старше её на двадцать четыре года. Познакомились они в 1959 году в Лос-Анджелесе, а поженились 16 октября 1962 года. В июле 1963 года Джин родила сына, которого назвали Александр Диего.
В 60-х актриса много снималась, как во Франции, так и в США, став по-настоящему знаменитой по обе стороны океана. Джин играла роли, которые постепенно накладывали отпечаток на ее душевное состояние. Так, в 1964 году она снялась в фильме Россена «Лилит», за роль в котором она получила «Золотой Глобус». Для фильма Джин наблюдала за поведением глубоко душевнобольных людей в клинике. Однажды, когда она сама будет проходить курс лечения, она крикнет в отчаянье своим посетителям: «Я превратилась в Лилит!». Из роли в роль она все время превращалась в кого-то другого, забывая саму себя. Ночные кошмары учащались, алкоголь помогал ненадолго справиться с собственными состояниями.
В конце 60-х новым увлечением Сиберг стала политика, в результате чего её имя было замешано в нескольких скандалах. Так, актриса поддерживала Национальную ассоциацию развития цветного населения, выступала за права индейцев. Кроме того, она оказывала финансовую помощь активистам «Чёрных пантер» — партии, которая боролась за права афроамериканцев в США. В результате ФБР, которым в то время управлял Эдгар Гувер, пыталось её опозорить, распространив в прессе слух на тему того, что Сиберг, беременная вторым ребенком, зачала не от Гари, а от чернокожего лидера партии. Из-за нервного потрясения, вызванного этими слухами, и последовавшей передозировки снотворным в конце августа 1970 года у актрисы начались преждевременные роды, и она произвела на свет девочку, которая умерла через два дня. Чтобы пресечь слухи, она созвала пресс-конференцию и показала фотографии своего белого младенца. Девочку хоронили в прозрачном гробу, чтобы все могли убедиться в белизне ее кожи. В том же году последовал её развод с Гари.
Несмотря на потрясение, связанное со смертью дочери и разрывом с мужем, Сиберг продолжала работать. в 1972 году Джин снова вышла замуж — на этот раз за актёра и режиссёра Денниса Берри.
Однако ни работа, ни новый брак не помогли ей забыть о случившемся — каждый год в день сметри дочери Джин предпринимала попытки суицида. В 1978 году она чудом выжила, после броска под поезд Парижского метро.
В середине 70-х её карьера начала постепенно клониться к закату. Актриса стала реже сниматься — в 1973 и 1974 годах вышло всего по одному фильму с её участием, а драма «Дикая утка», снятая в 1976 году в Германии стала её последней картиной.
В конце 70-х Сиберг стала встречаться с 29-летним алжирским плейбоем Ахмедом Хасни и 31 мая 1979 года вышла за него замуж, однако, так как её развод с Берри не был официально оформлен, брак с Хасни не мог считаться законным. В конце августа 1979 года Сиберг пропала, и полиция объявила о её розыске. Спустя одиннадцать дней её завёрнутое в одеяло тело обнаружили на заднем сиденье белого «Рено», стоявшего на окраине Парижа на улице генерала Аппера. В крови актрисы обнаружили высокое содержание снотворного и алкоголя, а так как в руке у неё была зажата предсмертная записка со словами «Прости, я больше не могу жить со своими нервами», был сделан вывод, что Джин Сиберг покончила жизнь самоубийством. Актрисе было всего сорок лет. Она покоится на кладбище Монпарнас во Франции.
Ходили слухи о причастности к гибели актрисы ФБР. Например, осталось невыясненным, как она смогла вести автомобиль в таком состоянии, а также без линз, которые обязательно использовала во время вождения. Однако фактов в подтверждение роли ФБР в смерти актрисы не было.
Через год после смерти Джин Сиберг Ромен Гари покончил с собой. Предсмертная записка была следующего содержания:
День Д. Никакой связи с Джин Сиберг. Любителям разбитых сердец просьба не беспокоиться. Конечно, можно отнести это на счет депрессии. Но тогда надо признать, что я пребываю в ней всю свою сознательную жизнь и что именно она позволила мне состояться как писателю <...>. Я наконец достиг предела самовыражения.
1983 году в Королевском национальном театре Лондона поставлен мюзикл под названием «Джин Сиберг».
В 1991 году Джоди Фостер приобрела права на экранизацию биографии Джин Сиберг. Фостер намеревалась продюсировать проект и сыграть главную роль. Два годя спустя проект был отменен.
В 2004 году французский писатель Ален Абсе опубликовал романизированную биографию Jean S. Сын Сиберг, Александр Диего Гари, подал в суд на писателя, безуспешно пытаясь предотвратить публикацию.
Писать о Джин можно много и ее трагическая судьба не может оставить равнодушным. Наверняка последует еще не одна экранизация ее жизни, но, как мне кажется, гораздо лучше помнить Джин Сиберг по её собственным фильмам…
очень информативный пост, интересно было почитать. Спасибо!