Наверное, нет никого, кто, хоть немного интересуясь модой, не слышал этого имени. Для кого-то Маккуин приятное дополнение во всеобщем хаосе мира моды, а для кого-то — лучший друг и любимый модельер. Его любили и оценивали по достоинству. При этом не понимали, но пытались понять. Александр не любил журналистов и редко давал интервью, он не боялся высказывать свое мнение, отличное от мнения общественности. Маккуина называют подиумным хулиганом, бунтарем. Он любил шокировать людей.
Когда я начал устраивать свои шоу, я стремился показать журналистам то, что они как раз совсем не хотели видеть: голод, кровь, нищету. Смотришь на всю эту «фэшн-тусовку» в их дорогих прикидах и темных очках и понимаешь, что они никакого понятия не имеют о происходящем в мире. Их интересы ограничиваются рамками моды. Я трачу деньги на свои шоу для того, чтобы показать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и отвращение — меня это вполне устраивает. Буду знать, что хоть какие-то чувства в них пробудил.
Свое первое платье Маккуин нарисовал в трехлетнем возрасте. Уму было непостижимо, чтобы в рабочей семье появился художник. Но его дела удачно складывались. Александр никогда не прятал свою индивидуальность, всегда раскрывал темную сторону жизни, которая так его привлекала. Сначала Маккуин работал на Givenchy, но ни модели-инвалиды, ни забинтованные модели не вызывали у модных критиков одобрения. Я считаю, было странным приглашать Маккуина на пост креативного директора данного дома. Маккуин далек от той элегантности коллекций марки, которую когда-то задал Юбер Живанши.
Александр Маккуин — одна из самых ярких личностей, которые были в истории моды. Он желал, чтобы когда-нибудь открылась выставка или музей имени модельера, в котором были бы представлены его творения. Александр говорил, что было бы неплохо лет в 70-80 посетить собственную галерею моды. Но знал ли он, что этому суждено сбыться только отчасти? Анна Винтур представила выставку Александра Маккуина «Savage Beauty».
Когда еще Маккуин был свободным художником, его показы носили откровенно политический характер. Он выпускал на подиум чернокожую модель в наручниках или заворачивал девушек в целлофан. В одном из сезонов Александр провел показ в церкви, где заявил: «Религия — это источник всех войн в мире». Такие слова вызвали широкий резонанс в обществе. Как было сказано в одном печатном издании: «Модельеры редко произносят что-либо более смелое, чем: «Коричневый — это новый черный» или: «Этот год мне видится в полосках». Он не боится эпатировать публику, но его конечная цель вовсе не эпатаж, а страшная правда, которую он обнажает.
Маккуин никогда не хотел нравиться, хотя ему и было приятно, когда его признавали. Но Александр не считал признание самоцелью. Он говорил, что смысл его творчества вовсе не в том, чтобы заслужить похвалу или одобрение. Маккуин был художником, и мода была его страстью и потребностью.
Я буду счастлив только тогда, когда перестану заниматься модой, а перестану я этим заниматься только тогда, когда буду счастлив.
Независимый. Ультраиндивидуальный. Характерный и всегда узнаваемый. А главное — и это моя авторская концепция — одежда от Маккуина предназначена для повседневной жизни. Это ни в коем случае не мода ради моды.
Именно так характеризовал свой стиль сам Александр Маккуин. Он действительно понимал, что одежда, которую он создает, — непростая. И чтобы носить ее, нужна большая смелость. Но Маккуин никогда никого не принуждал. Да, ему не нравилась вся та серая масса покупателей, которые слепо следуют трендам, но он не высказывался о них резко. Александр просто возвышал свою женщину — женщину уверенную, сильную. Его женщина не повинуется, а сама выбирает, что и как носить. Его женщина не поддается давлению со стороны, она делает то, что считает нужным: при желании обнажает грудь и скрывает ноги под длинной юбкой. Или наоборот.
Мода, которую я создаю, на мой взгляд, подходит всем. И если это вам нравится — хорошо. А если нет — обращайтесь к Иву Сен-Лорану
Но при этом Маккуин говорил:
Я не произвожу духов, банных полотенец, детских одежек. Не обращайтесь ко мне за постельным бельем, потому что у меня вы его не получите. А если и получите, то оно будет все в пятнах. Я бешусь, когда вижу повсюду мою одежду. Я не хочу одевать всех подряд, потому что мне не все нравятся.
Я думаю, что между цитатой выше и данной цитатой нет никакого противоречия. Да, одежда Маккуина походит для всех, но носить ее могут не все. И одевает он только тех, кто готов и может принять стиль Александра, его страшный, взывающий, его антитрендовый стиль. Такими людьми были Изабелла Блоу — его верная и самая близкая подруга и Леди Гага, которая ценила Маккуина, как человека и модельера.
I think he’s up in heaven with fashion strings in his hands, marionetting away, planning this whole thing.
Я думаю, что он сейчас там, на небесах, управляет миром моды с помощью нитей в его руках, словно марионетками, планируя все заранее. Lady Gaga
Lady Gaga в платье McQueen
Изабелла Блоу
Изабелла Блоу была известной дивой в мире моды, которую всегда ждали на показах, любила шляпки, а иногда носила на голове омара или оленьи рога, и являлась соратницей Маккуина. Именно она помогла Александру взобраться на вершину славы. И именно ей модельер однажды посвятил целую коллекцию — в память о ее любви к головным уборам.
Маккуин наслаждался тем, что делал. Он часто говорил: «Я рад, что сделал это». Например, в 99-ом показ модельера открыла Эйли Маллинсю, которая ничем особенным не выделялась. Кроме того, что у нее не было ног.
Я одел ее в кружевную юбку и жесткий кожаный корсет. Во время показа на ней были протезы, которые я специально сконструировал для этой цели. Все журналы кишат изображениями красавцев и красавиц. А я не поменяю людей, с которыми готовил этот показ, ни на каких супермоделей; в них есть чувство собственного достоинства, которого миру Высокой моды как раз не хватает. Вот кого я считаю по-настоящему красивыми.
О красоте же Маккуин отзывался довольно философски:
Красота — в сердце смотрящего. Что толку пытаться быть красивой для всех? Все равно для кого-то вы будете выглядеть безобразно. А для кого-то будете воплощением прекрасного. Как я сам, например.
Маккуин показывал другую, оборотную сторону жизни: кровь и нищету, боль и страдание. Через свои коллекции он боролся за природу, за равноправие, за мир. Его показы — это монологи о проблемах общества. Александр поражает своей бескомпромиссностью и прямолинейностью, своим особенным чувством красоты и стиля. Его можно не любить, но остаться равнодушным к нему нельзя.
Я думаю, что жизнь — это мрачная сказка, бесконечная карусель. Мое шоу — об этом. Родители говорят детям, что клоуны должны делать людей счастливыми. Это неправда. На самом деле они не делают никого счастливыми. Они сами — страшные и грустные.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://vev.ru/blogs/alexander-mcqueen—bezumnyy-geniy-mody-part-ii.html