После распада Советского Союза на его территории образовались независимые страны. После чего в 1991 году в Беларуси возникла международная организация, Содружество Независимых Государств или СНГ. Через два года был принят устав Организации, в соответствии с которым целями Содружества являются формирование общего экономического пространства, развитие взаимовыгодного сотрудничества в разных областях, информационный обмен и многое другое. Ниже список стран СНГ в 2023 году.
Азербайджанская Республика. Дата вступления в СНГ: 24 сентября 1993.
В начале декабря 2012 года Владимир Путин подписал распоряжение, которым был утвержден документ о сокращении до 10 сотрудников аппарата СГС (на базе которого создано Управление делопроизводства). В декабре 2012 года подразделение обеспечения деятельности и режимных мероприятий Управления делами Президента России было преобразовано в Службу протокола Президента Российской Федерации. Стоимость услуг президента и начальника службы протокола составляет 950 тыс. рублей в год, или 1,27 млн рублей в месяц. С октября 2012 года по сентябрь 2013 года на должность начальника Службы протокола президента РФ был назначен Андрей Дворников.
В декабре 2012 г. против заместителя начальника службы безопасности президента России Виктора Золотова было возбуждено уголовное дело. Глава ФСО Николай Патрушев сообщил, что руководство ФСБ предоставило в МВД доказательства возможной причастности господина Золотова к серьезным преступлениям, в частности, к убийству оппозиционера Бориса Немцова, а также к контрабанде. 6 июля 2013 года в распоряжение кабинета министров было предоставлено распоряжение, которое наделяет правительство правом привлекать отдельных работников центрального аппарата Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) к выполнению функций представителя России при уставных и других органах СНГ. Распоряжение коснулось заместителя руководителя Россотрудничества Георгия Мурадова.
26 мая 2015 года приказом Владимира Путина была создана правительственная комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. В ее состав вошли представители МИД, Минкульта, Минобороны, МВД, Генпрокуратуры, ФСБ, а в ее составе — помощник президента России Андрей Белоусов, статс-секретарь — замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов, замглава МИД Григорий Карасин, статский советник МИД Мария Захарова, первый заместитель руководителя администрации президента России Вячеслав Володин, начальник управления внутренней политики администрации президента Олег Морозов, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, министр культуры Владимир Мединский, секретарь Совбеза Николай Патрашкин, заместитель главы правительства Крыма Руслан Бальбек и председатель Общероссийского движения поддержки флота Сергей Назаров. Количество сотрудников отдела охраны включает в себя около 200 сотрудников.
27 января 2013 года Грузинское отделение Союза писателей Азербайджана вынуждено было издать заявление на имя Президента страны, в котором подчеркивается, что подписанное 24 сентября 1993 года Соглашение не создаёт правовых обязательств для Союзного государства, не отменяет и не заменяет ратифицированных Конвенций о защите прав человека и основных свобод, а лишь ограничивает конституционные права граждан в области свободы слова, творчества и других прав. В заявлении также отмечается, что Грузия рассматривает её как участник Содружества, однако она не признаёт её легитимными органами, поскольку их власть не имеет законного основания. Союз журналистов Грузии расценивает деятельность указанных органов как «покушение на свободы СМИ и журналистов», в особенности это касается таких телерадиовещательных компаний, как «Рустави 2» и «Имеди».
Вступление и членство в международных организациях:- ЕврАзЭС — 15 июня 2009 года, Россия, в то время председательствующая;- СНГ — 8 декабря 2007 года, Азербайджан, в. то время президент;- Организация договора коллективной безопасности — 31 марта 1995 года, в тот момент Азербайджан;- ОДКБ — 8 января 1995 года и 1 января 2009 года;- Совет Европы — 28 апреля 2004 года, во время встречи с Турцией, Азербайджаном;- Совет министров иностранных дел ОБСЕ — 1 января 2012 года, на встрече в Баку и вторая встреча с Турцией в феврале 2012 года;- ОБСЕ-2 — 4 февраля 2012 года.5. Сохранение Абхазии и Южной Осетии в составе Грузинской Федерации.Заявления Грузии о возможном референдуме о присоединении к Грузии, для того чтобы предоставить ей выход из СНГ, следует рассматривать, прежде всего, в контексте тенденции перехода от СНГ к другим форматам коллективной региональной безопасности. Формат СНГ (одновременно являющийся Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в связи с урегулированием грузино-осетинского конфликта, куда входят Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) уже не может удовлетворять требованиям региональной безопасности, так как относительная устойчивость достигнута в основном за счет использования военно-политического давления.
В этих условиях «зависимость» от внешнего давления и угрозы утраты внутрирегионального статуса грозит обернуться серьезными проблемами для государств, имеющих выраженный выход к морю и исторические связи с абхазскими и югоосетинскими территориями. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что, скорее всего, азербайджанские власти, предпринимавшиеся в последние годы усилия по присоединению этих территорий к Грузии и даже к Грузии в целом, скорее, готовы вернуться к варианту организации в Грузии «острова Абхазии и ЮО в составе Грузии» с возможным последующим присоединением их к Грузии на основе мандата.6. Механизм обеспечения территориальной целостности Грузии.Отношения между Россией и Грузией имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности каждого из государств. Изменение геополитического баланса сил в Центральной Азии, снятие западных санкций с Ирана, заключение нового ядерного соглашения, повышение роли «Исламского государства» в регионе, завершение военной операции в Афганистане и, скорее все, американо-европейская гонка вооружений.
__________________________________________________
Республика Армения. Дата вступления в СНГ: 18 февраля 1992.
Армения является членом Организации Договора о коллективной безопасности, СНГ, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, ЕврАзЭС, ОДКБ. Страна является одним из инициаторов и участников формирования и членом Центров по урегулированию армяно-турецких отношений и конфликтных зон, возглавляемого армянским МИД, выступает за сохранение безъядерного статуса государств — участников ОДКБО.
Страна имеет высокоразвитое и надежное транспортное сообщение, прежде всего железнодорожного, автомобильного и воздушного, а также многочисленные национальные и межрегиональные морские порты. Международное значение имеет связи Армении с Россией и странами СНГ. Протяжённость автомобильных дорог составляет — 725 тысяч км, из которых 2,8 тысяч км — четырехполосной автомагистрали, 201 тысяча — двухполосная и 127 тысяч км двух полосковых дорог. Мостовой переход «Армхи» через реку Аракс – от дороги, соединяющей Россию с Грузией, до границы с Нахичеванской Автономной Республикой – в основном, железнодорожный, но построен и в автомобильном исполнении, имеет пропускную способность более 50 тысяч автомобилей в сутки.
Активно развивается промышленный сектор. В структуре промышленности Армении преобладают отрасли химической промышленности, электроэнергетики и машиностроения. Город-миллионник Ереван – деловая столица страны, а гостеприимный Ереайлик – крупнейший торгово-развлекательный центр.
В Армении действуют:
В настоящее время в Армении действуют две международные сети – General Electric и Ford. Санитарно-эпидемиологическая служба Армении – одна из двух в регионе Европы, в которой доля иностранного капитала составляет 30 %. Сейчас в Содружестве, состоящем из 25 государств, находятся 40 процентов населения СНГ. У государств, входящих в организацию, одна и та же символика – флаг, герб и гимн. Этот же принцип используется и во многих других вопросах, например, в торговой деятельности. Несмотря на то, что первоначальные планы предусматривали размещение в Армении около 40 процентов военной базы, этому препятствуют разногласия между странами СНГ по вопросам региональной безопасности.
— Вам приходилось решать конфликты, связанные с территориальной целостностью государств?
О.Г.: Во-первых, мы в активной фазе начали переговоры о разделе Каспийского моря между Ираном и Азербайджаном. Это не было урегулировано в ходе предыдущих переговоров. В настоящее время ведутся переговоры о границе между Ираком и Ираном, которые, скорее всего, не займут много времени.
Второй вопрос, в котором нам, прежде всего, следует разобраться – это понятие «федерализация». Это сложная проблема, поскольку здесь также возникают различия между различными регионами страны и между различными группами населения. Мы пытаемся урегулировать эти вопросы в ходе переговоров с Российской Федерацией, Казахстаном, Киргизией, Туркменией и Узбекистаном, но постоянно сталкиваемся с какими-то конфликтами. Даже армия, которая является ядром Содружества, не всегда согласна с этими проблемами. В 2005 году в Нагорном Карабахе военнослужащие Азербайджана предприняли неудачную попытку защитить местное население от армянских вооруженных сил. Далее последовало вооруженное вторжение Азербайджана в саму Армению. С этого времени мы старались достичь мирного урегулирования при посредничестве стран – членов СНГ, в основном на двусторонней основе. Также мы попытались сделать так, чтобы в переговорах о статусе наших территорий принимали участие другие заинтересованные страны, прежде чем начинать военные действия. В ходе этих переговоров удалось достичь значительных договоренностей. Мы надеемся, что будем продолжать этот процесс.
Иными словами, мы делаем все от нас зависящее, чтобы конфликт был урегулирован, но политические и экономические границы остаются неизменными. Необходимость обеспечения мира в регионе определяется не только только текущей ситуацией, но и долгосрочными последствиями (миграция населения, перераспределение энергоресурсов и т.д.). Проблема имеет решение. Во-первых – это территориальная целостность стран, входящих сегодня в СНГ. Вступление Армении в состав СНГ было обусловлено важностью обеспечения безопасности в регионе, необходимостью совместного анализа складывающейся в мире обстановки, рационального использования потенциала СНГ, эффективного распределения взносов в уставной фонд организации. В настоящий момент, Республика Армения считается одной из наиболее закрытых стран в рамках СНГ. Однако, благодаря работе организации, удалось решить многие вопросы, стоящие на повестке дня региона. Участие в работе Совета Безопасности является важным фактором. По окончании заседания Совета Безопасності, считаю, что это мероприятие было необходимым. Нужно сообща искать решения в самых острых международных ситуациях. …»
Согласно официальной информации, на заседании, которое состоялось в среду, был рассмотрен ряд актуальных вопросов повестки дня. В частности, был вынесен на обсуждение вопрос о ситуации в Сирии и на Ближнем Востоке, а также вопросы, связанные с вопросами безопасности, урегулирования карабахского конфликта и урегулирования ситуации вокруг Ирана. В ходе заседания обсудили и вопросы безопасности, разрешения карабахской проблемы, вопросы иранской ядерной программы, а также вопрос механизмов сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. На заседании выступил и посол Армении в России Армен Ованнисян. Он, в частности, сказал: «Решение о созыве Совета Безопасности СНГ было принято на саммите СНГ в Москве в июне 2012 года. В этот же день был подписан договор о присоединении Армении к организации. »
По словам поверенного Армении в РФ, на сегодняшнем заседании было рассмотрено большое количество вопросов. После заседания, которое началось в 18-00, стороны договорились провести двустороннюю встречу в прямом эфире. Заседание завершилось. Позже, на пресс-конференции, глава МИД Армении Эдвард Налбандян сказал: «После заседания, я лично утвердил меморандум. Кроме этого, в рамках Совета безопасности мы обсудили актуальные вопросы, такие, как те, что касаются стабильности в регионе и стабильности международной обстановки. ».
— Господин Налбандов, в ходе заседания было выражено мнение, что Вы считаете, что решение о переходе Армении в российское содружество не было одним из существенных поводов для создания СНГ. Можно ли это так назвать?
— Признаться честно, да. Некоторые отдельные моменты были достаточно существенными для создания Совета Безопасности.
____________________________________________________
Республика Беларусь. Дата вступления в СНГ: 10 декабря 1991.
С принятием в 2014 году Декларации о создании Евразийского экономического союза республики Приграничье постепенно становятся приоритетными территориями для обеспечения экономического развития и социального прогресса как в Республике Беларусь, так и в Украине. В июне 2015 года был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, что послужило дальнейшему укреплению интеграционных связей. В апреле 2018 года Высший Государственный Совет Республики Беларусь и Государственный Совет Украины приняли совместное обращение к президентам двух стран, в котором выражена готовность Приграничных территорий к взаимодействию при реализации договоренностей об объединении двух стран в единое экономическое пространство Евразийского союза. 27 октября 2018 года Беларусь и Украина по инициативе Украины подписали Соглашение о сотрудничестве по активизации и углублению взаимодействия в сфере безопасности между вооруженными силами.
Другим направлением деятельности Организации стало участие в реализации антикоррупционной политики, а также содействия соблюдению законодательства в сфере борьбы с коррупцией и экономической безопасности. Организации удалось выявить и привлечь к ответственности около 20 тыс. лиц, совершивших коррупционные правонарушения.
Последние новости и события организаций.
Организации, принимающие участие в политике государственной власти Беларуси. Объявление о выборах Президента Беларуси, состоявшихся 18 декабря 2015 года. Решение суда о прекращении производства по делу о неуплате налогов в валюте. Назначение представителя в Конституционный Суд для подготовки к рассмотрению дела по запросу о толковании пункта 1 статьи 9 Договора о создании Союзного государства. Оказание технической и информационной поддержки в переводе статьи о Беларуси в английский язык. Проведение регулярного анализа новостной ленты СМИ по тематике вопросов белорусско-приграничного сотрудничества.
Регулярные встречи с журналистами и представителями государственных СМИ (согласно заявленным тематикам – 5 раз в год). Телемост Минск-Екатеринбург. Публикация переводов статей на национальных языках. Архив писем (анкетные данные) о принятии на работу и увольнении физических лиц в период с 1990 по 2017 год. Подготовка к изданию сборника статей об истории, деятельности и развитии организаций ДГП. Договор о сотрудничестве между ДГПО и Украинским обществом дружбы и сотрудничества с зарубежными странами.
В 2018 году министерством экономики и коммуникаций Республики Беларусь и корпорацией «Биннофарм» был подписан Меморандум о взаимопонимании. Согласно документу, стороны выступили за углубление стратегического сотрудничества в сферах здравоохранения и здравоохранения на основе межгосударственного взаимодействия и координации в рамках Белорусского медицинского центра. Кроме того, стороны договорились активно сотрудничать по вопросам практического применения инновационных средств и методов оказания медицинской помощи, стандартизации, развития технологий здравоохранения.
В тот же период в Индии с участием представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь прошел ряд деловых мероприятий. Так, в Министерстве здравоохранения Республики Индия состоялась встреча с заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Сергеем Румасом. Во время встречи стороны обсудили вопросы формирования и развития белорусскоязычного сегмента фармацевтического рынка Республики Индия. 11 октября 2018 г. делегация министерств здравоохранения Республики Беларуси во главе с заместителем министра здравоохранения Александром Румаковым приняла участие в работе I Белорусско-Индийского форума по здравоохранению в г. Нью-Дели. В рамках форума прошли слушания «Беларусь – Индия: скоординированное развитие в области здравоохранения и здравоохранение». По итогам форума было подписано соглашение между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального обеспечения Республики Индия о совместной деятельности по эффективному развитию многосторонней сети по обеспечению высококвалифицированной медицинской помощью граждан наших стран.
С 1 июля 2019 года в Республике Беларусь вступает в силу Положение о порядке и условиях предоставления льготного лекарственного обеспечения отдельным категориям граждан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также порядок его реализации. Первый вице-премьер – министр финансов РБ Алексей Лоскутников 10 февраля 2019 года подписал постановление No5 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения от 1 апреля 2018 года No 130». Постановление вносит изменения в порядок предоставления льготных лекарственных средств отдельным категориями граждан, в том числе детям школьного возраста, больным сахарным диабетом, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше и другими хроническими болезнями, вызванными генетическими причинами, осужденным, подвергшимся воздействию радиации.
В рамках заседания был рассмотрен доклад Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ об основных направлениях деятельности в 2019 году. Участники заседания также заслушали информацию о проекте Доклада Исполнительного органа СНГ «Предварительные результаты деятельности Содружество Независимых государств за 2019 год», определившем основные результаты и перспективы деятельности организации в 2019 г. Глава делегации Республики Беларусь А.В. Дерновой ознакомил членов Совета глав государств СНГ с итогами заседания Исполнительного совета ОДКБ, состоявшегося в городе Душанбе 11-12 апреля 2019 года.
Были рассмотрены также вопросы деятельности Европейской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Был заслушан доклад Министра юстиции Республики Беларусь Маскевича О.В., который проинформировал о ходе подготовки к проведению ежегодной встречи глав государств — членов ОДКП в Таджикистане в 2023 году. Обсуждена также тема реализации Антикоррупционной стратегии государств — участников Содружеств Независимых и интеграционных объединений на 2019-2020 годы. Председатель Исполнительного Комитета – Исполнительный секретарь СНГ В.Г. Джумкович также проинформировал участников заседания об итогах встречи глав правительств государств — участниц ОДК БРИКС в городе Кунгур Пермского края.
Делегация Беларуси также приняла участие в заседании Комиссии по гуманитарному сотрудничеству, которое провел Министр иностранных дел Республики Беларусь Л.Вакарчук. Отдельным вопросом повестки дня заседания, посвященным теме взаимодействия в рамках единого пространства таможенного союза и ЕАЭС, был рассмотрен вопрос о праздновании в Беларуси 100-летия БССР. По итогам заседания принято решение о подготовке и проведении в Республике Беларусь конкурса творческих работ «Я – гражданин Беларуси!», посвященного празднованию столетия БССР, который пройдет 1-3 октября.
_____________________________________________
Республика Казахстан. Дата вступления в СНГ: 23 декабря 1991.
Казахстан во многом обязан своими успехами созданию СНГ. За последние годы на пространстве СНГ сформировалось объединение новых государств, которое начало свою деятельность на основании позитивного опыта государств-участников Договора о коллективной безопасности, Договора об образовании Сообщества Независимого Государства Беларуси, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан. Қазақстан достиг соглашения о вступлении в СНГ в декабре 1992 года, и с этого же момента начал свою деятельность. В ходе становления СНГ изначально были заложены основы многостороннего сотрудничества в политической, экономической, общественной и культурной областях.
В ходе развития Содружество приобрело динамичный характер, начался процесс расширения его функций, появлением новых реальных условий и возможностей для взаимодействия государств-членов, для повышения их роли в системе международных отношений, предоставления широких полномочий по формированию и практическому применению документов Содружеством. Процесс расширения деятельности Содружеству был начат с первой встречи глав государств и правительств. Это было первое заседание в новом интеграционном объединении, имеющем самостоятельное название — Содружестве Независимых государств.
Открывая это заседание, Председатель Совета глав государств СНГ, Президент Беларуси А.Лукашенко подчеркнул, что Конституция Содружеств Независимых Беларуси и Казахстана, прошедшая экспертизу Конституционного суда и принятая на заседании СНГ 19 апреля 1994 года, является естественным развитием правовых норм, заложенных в действующем законодательстве СНГ. Основополагающие документы, одобренные в рамках СНГ, предусматривают интеграционные объединения на основе общепризнанных норм международного права. На начальном этапе была создана группа быстрого реагирования (ГБР) в составе Беларуси, Украины, Казахстана, России, в соответствии с целями, сформулированными в Договоре об образовании Содружеского Государства. Еще раньше, на заседании Совета глав правительств СНГ, подписанном 7 декабря 1992 года было принято решение об участии государств СНГ в деятельности Всеобщей конфедерации труда. В тот же день состоялась рабочая встреча министров труда России и Беларуси (Борисов, 7 декабря, на которой было принято политическое решение о формировании ГБР как рабочего органа СНГ).
Парламент Казахстана принял пакет документов, направленных на развитие сотрудничества с ключевыми партнерами в СНГ, в частности с Российской Федерацией, странами Европейского союза, Китаем и другими странами, а также принимает участие в работе этих структур. В ходе международных мероприятий, проводимых в Казахстане в соответствии с возложенными на него полномочиями, постоянно поднимается проблема развития информационной системы Содружество Независимых государств, ее позиционирования на внешнем рынке. Отношение Казахстана к вопросам информационной безопасности в процессе интеграционных процессов в современном мире выходит на новый уровень. Принципиальное значение для развития этой сферы имеет Концепция информационной безопасности Республики Казахстан, подписанная Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым 14 апреля 2011 года. В этой Концепции подчеркнута общая цель – повышение уровня информационной безопасности на основе прочного сотрудничества и взаимопонимания, объединения усилий всех государств в этом направлении.
В порядке выполнения обязательств, взятых на себя Казахстаном в рамках создания Договора о сотрудничестве и взаимодействии государств – участников Содружественного экономического союза, главы государств – членов СЭЗ СНГ, выполняя указ Президента Республики Казахстан о подготовке Договора, проведут в мае т.г. переговоры с государствами – членами Содружеств по вопросам внесения изменений в состав рабочей группы по подготовке проекта Договора. Одновременно с этим, в соответствии со ст.ст. 34 и 35 Устава СНГ, президенты двух стран рассмотрят возможность проведения консультаций о подписании Договора в ускоренном порядке, а на высоком уровне они проведут переговоры о создании института постоянных представителей государств – членах СЭГ при Содружестве Независимых Сил СНГ. Заинтересованность Казахстана в сотрудничестве в рамках СНГ подтверждается тем, что, в рамках подготовки к саммиту глав государств СНГ в г. Кишиневе, состоявшемуся в январе т. г., Казахстан направлял приглашения таким странам, как Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
Казахстан последовательно осуществляет политику, направленную на укрепление международного авторитета и интеграционных процессов в регионе, расширение евразийского сотрудничества с учетом современных реалий, на повышение роли международной дипломатии в разрешении международных конфликтов. Казахстан последовательно выступает за политико-дипломатическое урегулирование любого конфликта на сопредельных территориях без вмешательства внешних сил и привлечения третьих стран.
Наглядным примером эффективной интеграции постсоветских государств в рамках СНГ является интеграционный процесс в рамках ОДКБ. Задачей ОДКб является укрепление коллективной безопасности на основе взаимного доверия и учета интересов друг друга, включая проведение согласованной политики в сфере обеспечения региональной безопасности. Ввиду отсутствия прямой преемственности, трудно установить, что стало причиной изменений в казахстанской внешней политике в 2000 году. Возможно, с конца 90-х годов руководство Казахстана, столкнувшись с крахом советской системы, наблюдало также дальнейший распад других постсоветских региональных объединений. В то же время казахстанские чиновники видели, что российско-американские отношения не только не развиваются, но еще более осложняются после вступления в силу в ноябре 2001 года Договора СНВ-2, а в последнее время углубляется недовольство в связи с политикой США в Афганистане и на Ближнем Востоке, с признанием Абхазии и Южной Осетии, с ростом числа инцидентов между российскими и американскими военными.
К тому же в Казахстане не было ясного представления о том, что будет происходить в СНГ. В конце 80-х и начале 90-ых годов казахские официальные лица склонялись к тому, что СНГ не будет уже больше в качестве внутреннего СНГ. Хотя ряд специалистов и политиков придерживались мнения, что ОДК Б является стабилизирующим фактором в странах Содружество, все же за спиной у Казахстана были переговоры в Москве о возможном выходе из СНГ. Страны СНГ – это наиболее стабильное объединение, имеющее устойчивые внутренние традиции и куда Россия включила ряд бывших республик СССР. Отношения же между Казахстаном и Россией, казалось, зашли в тупик. С момента вступления Казахстана в НАТО и в Организацию Договора о коллективной Безопасности (ОДКБ) отношения между странами изменились.