Популярные
Все
Экспертные
Войти
скороговорок для детей 5-6 лет для развития речи
Актуально • Май 2022 года
0 проголосовавших

ТОП 25+ скороговорок для детей 5-6 лет для развития речи

Другое

«В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто». Чтобы ваш ребенок в будущем умел четко выговаривать, хорошо читать все слова, необходимо выучить несколько подобных скороговорок. Детям не будет скучно и это пойдет им в пользу. Специально для вас мы нашли примеры скороговорок для детей 5-6 лет для развития речи.

Рейтинг
Предложить свой вариант
Хлеб ржаной, батоны, булки
1
0
Хлеб ржаной, батоны, булки

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Сено и Савелий
2
0
Сено и Савелий

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Белые бараны
3
0
Белые бараны

Белые бараны били в барабаны.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

бабуся и Маруся
4
0
бабуся и Маруся

Купила бабуся бусы Марусе.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Валин валенок
5
0
Валин валенок

Валин валенок провалился в прогалинок.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Черепашки  и черепашонки
6
0
Черепашки и черепашонки

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Бананы и обезьяна
7
0
Бананы и обезьяна

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

У нас на дворе-подворье
8
0
У нас на дворе-подворье

У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Баран буян
9
0
Баран буян

Баран буян залез в бурьян.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ворона
10
0
Ворона

Проворонила ворона вороненка.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

На рынке Кирилл
11
0
На рынке Кирилл

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Петрушка и Поля
12
0
Петрушка и Поля

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ёлки и ёж
13
0
Ёлки и ёж

У ежа и елки иголки колки.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Усы и гусыня
14
0
Усы и гусыня

У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Дед Додон
15
0
Дед Додон

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Оса боса
16
0
Оса боса

Оса боса и без пояса.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ужи и мыши
17
0
Ужи и мыши

С мышами во ржи подружились ежи.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ушли в камыши
18
0
Ушли в камыши

Ушли в камыши – и во ржи не души.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Сеня и Саня
19
0
Сеня и Саня

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Дед Данила
20
0
Дед Данила

Дед Данила делил дыню –
Дольку Диме, дольку Дине.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Влас у нас, Афанас у вас
21
0
Влас у нас, Афанас у вас

Влас у нас, Афанас у вас.
На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Коваль Кондрат сталь ковал
22
0
Коваль Кондрат сталь ковал

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Неделю Емеле прясть короб кудели
23
0
Неделю Емеле прясть короб кудели

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Один Клим клин колотил
24
0
Один Клим клин колотил

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Испугались медвежонка
25
0
Испугались медвежонка

Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

На возу лоза, у воза коза
26
0
На возу лоза, у воза коза

На возу лоза, у воза коза.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ткет ткач ткани
27
0
Ткет ткач ткани

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Кондрат и куртка
28
0
Кондрат и куртка

У Кондрата куртка коротковата.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ваш вариант
120x120

Краткий рейтинг скороговорок для детей 5-6 лет для развития речи
  • Хлеб ржаной, батоны, булки
  • Сено и Савелий
  • Белые бараны
  • бабуся и Маруся
  • Валин валенок
  • Черепашки и черепашонки
  • Бананы и обезьяна
  • У нас на дворе-подворье
  • Баран буян
  • Ворона
  • На рынке Кирилл
  • Петрушка и Поля
  • Ёлки и ёж
  • Усы и гусыня
  • Дед Додон
  • Оса боса
  • Ужи и мыши
  • Ушли в камыши
  • Сеня и Саня
  • Дед Данила
  • Влас у нас, Афанас у вас
  • Коваль Кондрат сталь ковал
  • Неделю Емеле прясть короб кудели
  • Один Клим клин колотил
  • Испугались медвежонка
  • На возу лоза, у воза коза
  • Ткет ткач ткани
  • Кондрат и куртка
Интересные рейтинги
Актуально • Июнь 2022 года
1
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое

Хлеб ржаной, батоны, булки, Не добудешь на прогулке.
Современные родители всё чаще обращаются к скороговоркам с целью научить детей правильно произносить звукосочетания и слова. Уникальность простеньких скороговорок в том, что их можно использовать для речи в любом возрасте, а вот количество и время прослушивания диктанта зависит от индивидуальных способностей ребенка. Вспомните, какие звуки и сочетания звуков произносили в детстве наши родители, что привлекало их в нашем произношении. Постарайтесь вспомнить и повторить этот звук и это сочетание звуков, когда будете его произносить в своем ребенке. Повторяя, можно заинтересовать ребенка и помочь ему избавиться от страха перед речью.
В проговаривании скороговорок можно искать и другие способы развития речевой памяти. Надо произносить их медленно с паузами. В голосах, которыми мы произносим скороговорку, можно слышать звуки, трудность произношения которых мы преодолеваем. Пассивный выученик более охотно проговаривает и запоминает сложные звуки, чем активный.
Наиболее доступные для детей начального обучения – это словарные слова. Если «простому» слову будет равно 100 словесных оборотов, то сложное слово (10-20 оборотов) запомнит намного меньше учащихся (10%). Поэтому выполнение заданий устного счета или счета на бумажке с помощью слов будут более успешными для учащихся, чем счета вслух. Для облегчения работы, во всех классах возможно проведение различных игр, упражнений, «уроков гласности».
Воспитывающая: применять разнообразные методы и приемы для формирования содержательной речи учащихся, развивать творческое мышление учащихся, учить детей слушать, слышать, понимать и правильно произносить слова и звуки, обладающие глубокими смыслами, приобретать выразительные и выразительные речевые интонации. Развивающая: развивать коммуникативное отношение к среде, любознательность учащихся. Восстанавливающая: восстанавливать утраченные слова в скороговорках. Я люблю учить детей скороговоркам. Среди моих любимых есть: скороговорка «Тик-так, тик-то-ко-ко», «Корова ходит, молоко даёт, мы все живём, лишь слово «мяу» произносим». (с)
Неделя маразма со звуками.
1. Чтобы не поссориться, надо поздороваться
2. Не сутулься, будешь злым
3. Лучше всего наступаешь под пятку, чтобы её не было видно.
4. И вот так шагали тысячу раз
5. Отдать бы тебя, дурака, на мехмастерские
6. Мы сидим и наблюдаем, как бы нам не влезть в огромную яму в земле, чтобы не провалиться туда.
7. Ты у нас на самом первом месте.
8. Я тебе приведу гусеницу, а ты отдай ей свою машину.
9. Где твой салат?
10. Покажи одну и забудем про остальных.
11. Это случится с теми, кто любит цыплят.
12. У меня появилась идея, как сделать еще труднее, чтобы наш любимый сыр дольше оставался свежим.
13. Ты не композитор!
14. Долой всех тех, кто ест всё не так!
15. Я нарисую картинку и ты увидишь, что это тебе не понравится.
16. Ни одна буква не пропадет!
17. Давайте не будем делать то, чего не знаем.
18. Покажу-ка фокус один.
19. Как только дочитаешь эту страницу, сразу возникнет куча вопросов.
20. Не суй карандаш в рот, пока не прочитаешь.
21. Каждый хочет стать звездой экрана.
22. Не каждый считает дырку в голове у себя головой.
23. Лучше пройтись по рынку, чем по комнате.
24. Кто так дышит, тот будет мёртвым!
_________________________________________

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Тренировки по скороговоркам помогут ребенку закрепить правильное произношение звуков, а также развить память и внимание. При использовании чисто – скороговорок дети должны добиться четкого произношения всех звуков. А с помощью скороговорок с разными гласными в течение всего времени звучания должна четко прослеживаться логическая последовательность в произношении. Используя целенаправленно развитие речи детей 5 – 7 лет, следует:
1) Не применять скороговорку в устной речи. Это надо помнить. Скороговорочный материал должен быть доступен каждому ребёнку, чтобы он мог воспроизвести все звукосочетания.
2) Отрабатывать скороговорками – упражнения для развития чистоты и правильной артикуляции звуков. Это лучше делать на слух.
3) На занятиях обращать особое внимание на звукопроизношение каждой артикуляционной или грамматической категории. Учить различать произношение и грамматические категории звуков. Использовать их в словах в соответствии с нужными грамматическими признаками. Изучать ударения, смягчать или утяжелять их в зависимости от роли в предложении.
4) Изучать приём звуко-буквенного анализа слов. Называть, какие звуки содержит каждое слово.
5) Учить детей слушать и различать речь, воспроизводить целые слова, слова с искажениями (пропущенными звуками, слогами), замедленно, правильно, слитно и неправильно; произносить звуки по точкам.
6) Развивать внимание, слуховое восприятие и память. Воспроизводить звуки по заданной системе и делить их на слоги.
Одной из эффективных форм использования чистоговорок является обучение чистоговоркам в школе во время прослушивания скороговорок. Такое обучение позволяет понять и усвоить правила произношения, интонации и темп речи во всех стилях исполнения. В программе «Синяя птица» Вы найдете стихи, песенки, загадки, скороговорки, речевки, пословицы и поговорки в пронумерованном виде. Вы найдете их в разных стилях. Занимаясь по этой программе, Вы создадите хороший фон для правильного произношения звуков и формирования речевой культуры у Вашего ребёнка.
Одна из самых известных и часто используемых слоговых скороговорок «Идёт бычок качается, вздыхает на ходу:…». Однако наиболее распространенные варианты рифмованных скороговорк: «Колеса вертятся-вертятся, пяточки сверкают, по дорожке едут сани – едут сами по себе, и т. д.». Если говорить о регулярном развитии памяти, внимания и мышления детей старшего дошкольного возраста, то очень важно улавливать и использовать их приемы. Очень часто проводя, например, урок-соревнование, можно периодически оживлять его различными играми, головоломками, загадками, занимательными заданиями и т п. Наиболее ярко проявляются эти преимущества на физкультуре, когда можно соревноваться с остальными детьми, чтобы победить и получить приз, или с родителями – за победу в командном соревновании. При организации игр-забав на уроке можно использовать и музыкальные игрушки, проигрыватели. Это позволит развивать мелкую моторику и творческие способности детей.
При проведении прогулок, при выполнении домашних заданий нельзя забывать о соблюдении гигиенических правил: не садиться на холодный и сырой пол, не ставить ноги на твёрдые поверхности, регулярно мыть ноги. Необходимо обращать внимание на выполнение правил гигиены самими детьми, так как только в здоровом теле здоровый дух может поддерживать здоровье. Дети, начиная с 5 лет, должны быть в меру подвижны, а в школе, кроме хорошего настроения, должна быть хорошая дисциплина.
Для повышения у детей мотивации к занятиям, общему развитию, необходимо использование на занятиях различных приемов, способствующих развитию мышления, внимания, речи, которые применяются в работе воспитателя. Эти приемы могут быть использованы в уроке совместно со словесной и наглядной информацией. Игровые приемы на уроках в средней группе направляют деятельность дошкольников, создают условия для проявления самостоятельности, позволяют тренировать память, наглядно-образное мышление. А в результате обучение иностранным языкам заканчивается активной деятельностью по осмыслению происходящего.

Для школьников (старших классов) обучение лексическим и грамматическим средствам общения за рубежом тоже включает в себя формирование родного языка. Учащиеся должны овладеть богатым словарным запасом, в том числе речевых клише, идиом и крылатых слов, аббревиатур, фразеологизмов, и т. д. Например, у студентов английский язык становится любимым языком общения в студенческих группах, поэтому английский язык должен преподаваться как учебный предмет. При преподавании английского языка большое значение придается формированию речи в ее социальных аспектах, т е. формированию навыков общения и речевой культуры, а также воспитанию у учащихся внутренней культуры коммуникативно-коммуникативной деятельности.
В наше время английского языка все чаще учат иностранные студенты. Если при изучении английского языка в школе и в ВУЗе мы еще имели возможность заниматься на обычных уроках иностранного языка, то сейчас наше внимание и средства обучения ограничены лекциями, семинарами и лабораторными работами. При таком обучении очень важно учить детей не только грамматике, фонетике, чтению и письму, но и языковым коммуникативным навыкам, а тем самым и навыкам речевой и письменной культуры, саморегуляции, творческого мышления. Развитие речевой потребности дает возможность учащемуся высказать свое собственное мнение, защитить его, поделиться переживаниями или впечатлениями.
Коммуникативная компетенция подразумевает выработку у учащихся таких навыков, которые позволяют им эффективно передавать свои мысли другим людям с помощью речи. Наиболее необходимыми для этого являются общие языковые, речевые, коммуникативные и когнитивные умения. Для приобретения коммуникативных умений иностранный язык является не только необходимым средством для расширения языковых возможностей, но также и для развития общих познавательных возможностей. При изучении английского следует обращать внимание на овладение грамматическими и фонетическими нормами: падежами и склонениями; самостоятельным употреблением предлогов и артиклей; спряжением английских глаголов; совершенными и несовершенными формами английского языка.
______________________________________

Белые бараны били в барабаны.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок произнёс правильно по учебнику все упражнения: и трудное, и легкое, и сложное, и такое, с которым справляешься. Чтобы ребёнок понимал, что от того, как он произнесет упражнение, зависит, как оно встретится с аудиторией во время урока. Давайте попробуем использовать на уроках звукоподражание. Одно из самых эффективных средств формирования звукоподражательного произношения у ребенка старшего дошкольного возраста. Становление звуко подвижности – необходимое условие для овладения произношением звуков – тренируется на звукоподражаниях. Звукоподражательные упражнения предусматривают использование безударных гласных (г, к, ж, ч, щ, л), ларингитных ударений в конце слов и перед шипящими согласными (ш, ж) или перед приставками (с, з, из, у, и, ани).
В каждой скороговорке может звучать звероподобное слово, например, в слоговой:
Ларишка задавала разгуляй, Собрались с милком погулять.
А в противоположном углу урока, играя и подражая детям, озвучивая рифмы, можно показать, как это делают птицы, кто шумит по полям, отчего лето пришло к нам в лес, в природу. Для закрепления правописания некоторых согласных звуков может быть привлечена наглядность: разбейте воду на элементы, срисуйте, нарисуйте по образцу и т. п. Важная роль в этом принадлежит тексту песни «В лесу родилась ёлочка». Приучайте детей слушать и анализировать пение, читать по подсказке выразительно, с выразительным чтением стиха. Чтобы ребёнок произносил правильно слова, было бы полезно ему в домашних условиях поупражняться в составлении отдельных слов, слога, слова и предложения.
Для закрепления правильного произношения слов, предложите детям поиграть в игру «Прибавь – убавь», в которой ребята должны подобрать и выписать слова и вставить недостающие буквы. Игры с такими дидактическими игрушками, как кубики и пирамидки, способствуют формированию артикуляционного аппарата. Кроме того, занятия с кубиками, конструкторами способствуют правильному развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Большое значение в развитии речи имеют яркие, красочные, динамичные игрушки, способствующие развитию не только фонематического слуха, но и зрительного восприятия, памяти, логического мышления. Одним из таких помощников являются песочные картинки.
Трудности произношения таких слов как «буд» и «будка» обусловлены тем, что малыш пока еще не может их четко воспроизвести. Важно, чтобы ребенок проявлял стремление к исправлению дефектов речи, ведь со временем исправление произношения трудных звуков будет даваться ему легче.
Для развития чистоговорок можно использовать карточки с прописными буквами или звукозаписи. Работу следует проводить индивидуально с ребёнком. Познакомьте малыша с чистой речью в игре, постепенно усложняя задачу для него. Старайтесь побуждать ребенка проговаривать все слова с данной буквы, стараться назвать их правильно. После того как ребенок выговорит все буквы, которые использованы в чистоговорках, предложите ему подобрать со словом любые согласные звуки, а затем проговорить весь набор этих звуков. Используйте самые трудные для произношений слова – названия профессий, и т.п., которые вы знаете. Для ребят с нарушением зрения можно предложить кроссворд, в котором должны быть буквы для обозначения частей тела, буквосочетаний, отдельных звуков.
Игры-упражнения, предлагаемые для логопедической работы с ребенком старшего дошкольного возраста, должны быть направлены на развитие его речи как индивидуально, так и в совместной работе со сверстниками. Обязательно регулярное повторение ребенком грамматического материала, который диктуют педагоги, или дидактические игры в стихах. На занятиях учитель помогает ребенку составлять описательные рассказы, придумать и рассказать сказку, которую он слышал или читал. В соответствии с возрастными возможностями детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста он работает над развитием у них фонематического слуха, фонематических представлений и обучением грамоте.
____________________________________________

Купила бабуся бусы Марусе.
В этом возрасте для постановки звуков используются небольшие по размеру скороговорки, диктанты, слоги с шипящими. Воспитатель может предложить детям карточки, на которых записаны различные по величине скороговорные. Систематический повтор упражнений в произношении скороговорок на занятиях по русскому языку способствует тренировке артикуляционной моторики. Проводя занятия по обучению ребенка произношению скороговор
В практике логопедической работы мне часто приходилось прибегать к помощи игровых ситуаций, иллюстрирующих работу над произношением звуков. Одна из таких игр была проведена на занятии по обучению детей чтению со словарём. Работа проводилась в форме игрового диалога:
-Ребята, сегодня мы пойдём в лес. А в лесу нам встретятся разные звери. Давайте прочитаем, что они хотят нам сказать. (Речь шла о домашнем животном, заблудившемся в лесу, об оказавшейся рядом «доброй» бабушке, о птице, которую спугнули спозаранку)
( В лес и вправду шли: бабушка и внучка, за которым шел зять, и петушок, отбивающийся от собак; собачки и котята, кот и щенок, котенок и кошка; собаки, козы и барашки, козы, коровы и бараны, курочки, утята, гуси, журавли и лебеди)
Сказка Пушкина «Конёк-горбунок» была использована для детей, которые не умеют читать, что способствовало повышению их речевой активности. В игре было использовано стихотворение С.Я. Маршака «Заяц и птицы». Повторение текстов помогло детям запомнить и соединить в одну цепочку знакомые им сочетания. При повторении текста на «звонких» слогах было выполнено несколько упражнений, в которых пропущенные слоги были усилены щелчками.
На занятии были использованы и другие виды игр, т к трудность звукообразования слов у детей в этот период еще очень велика. Для того чтобы заняться с ребёнком скороговорками, нужно выбрать такие, чтобы они были простыми для произношений, несклоняемыми (напевными). Следует избегать слов, которые на слух вызывают вопросы. Если ребёнку трудно говорить на все звуки подряд, можно предложить ему произнести «один» и «двойку», «один, два, три – сколько?», «я, мы, ты, он, она», «ма-ма, ма-мы-мы», «метла, лю-лю, мы-мы» и т. п.
Чтобы тренировки и повторение слов и звуков были приятными, необходимо сделать их интересными и увлекательными. Учтите, что в слове «музыкальный» присутствует корень «мух», а также в слове «дискотЭка» присутствует не только корень «диск», но и корень «ктó». Постепенно скороговорку нужно усложнять, например:
Солдат – солдат, в правой руке ружье, в левой – нож.
Где, кем был он на войне, где теперь его дом, почему такой сонной?
(Это скороговорка про друга-солдата.)

Скороговорки можно использовать в диалогах с ребёнком на любую тему: рассказ об осени, о зайце, который возвращается из леса к маме-зайчихе, о разноцветных листьях, о клесте, который прилетел на антенну.
Взаимоотношения ребёнка и взрослого.
Взаимопонимание между ребенком и взрослым является важным условием успешного обучения, так как осознание ребенком смысла произносимых взрослыми слов существенно влияет на результат обучения. Это возможно при условии, что ребенок правильно себя ведёт в присутствии взрослого, не делает лишних движений, не суетится, внимательно слушает и по возможности ему подыгрывает. Скороговорки выполняют важную роль в развитии связной, правильной речи. Однако они играют роль только при условии, что ребенок их произносит вовремя и правильно. При неумелом произношении коротких слов и фраз ребенок расшатывает правильную артикуляцию, а впоследствии и общую речь ребенка.
_________________________________________

Валин валенок провалился в прогалинок.
При работе со скороговорками следует использовать грамматические правила и правило произношения согласных. Например:
В теме «Согласные», Двоеточие, тире — в конце слова. Чётко произносить (буквы восьмого звука). Буква «э» не должна звучать, как что-то среднее между «е» и «э». Чутко следить за тем, чтобы не образовывались новые звукосочетания и новые сонорные согласные. Рекомендуются следующие скороговорки (их можно строить на изучение слогов):
Не очищено, не получено, а лучилось,
В большом котле лилось, лилось и лилось.
И наше слово — не худо,
А каково — будет видно.
Ознакомить детей со звуковым составом слова, закрепить применение трёх графических навыков:
разделительный твёрдый знак – точка, закорючка, черточка, маленькие палочки;
применение гласных а, о в середине слова;
применении гласных у, ы и и в конце слов;
взаимном переходе согласных в глухие и звонкие согласные;
Осуществить логопедический тренинг «Правда о «Р»» по формированию произносительных и фонематических навыков у детей дошкольного возраста. Трудности в произношении звуков могут быть вызваны следующими причинами:
Наличие у ребёнка в речи гласного звука, не соответствующего его носительному значению. В норме у ребёнка звук [р] произносится мягко, с небольшой дрожью, без фонации, в зависимости от интонации. Однако при произнесении звука «Р», он становится заметен на фоне других звуков. При этом при чтении или речи это отклонение видно как «мотыльковый звук», т.е. звук со слабым «р» (с непрстрогим «р»).
Звуки речи – первооснова языка. Они составляют фонетическую основу речи, а также обеспечивают связность и логичность письменной и устной речи.
Природные предпосылки появления звуков речи. Процесс развития речи начинается с рождения ребёнка. Когда начинается развитие речи у новорождённого? В первые три месяца жизни. Это связано с тем, что ребёнок начинает реагировать на внешние раздражители и часто прислушивается к звукам, которые он слышит: биение его сердца, звуки его собственного дыхания и пр. При первом же крик «Агу!» новорожденный активно начинает шевелиться, его лицо выражает желание что–то сказать, он пытается привлечь к себе внимание матери. Это бурное развитие речи и появление первых звуков являются закономерным, и поэтому не стоит нервничать и ругать свое чадо за его мокрые подгузники, тревожные взгляды и капризы. Большинство детей в возрасте до полутора лет проводят большую часть времени именно в период «агу», крича, и лишь после них они начинают произносить слова. Если ребенок начал активно говорить в 6 месяцев, то потом, по мере роста его речевого слуха, периоды появления отдельных звуков будут увеличиваться: сначала 2–3 раза в месяц, затем 4–6 раз в неделю, а затем и 8–12 раз в день.
В нашем дошкольном учреждении был создан отдельный детский уголок – там все желающие могли заниматься. В этот уголок было вплетено много разнообразных приёмов и способов развития речи. Чистота произношения звуков более, чем иные формы речевого воздействия, способствует развитию правильной звуко произнесенной артикуляционной речи. Скороговорки очень часто используются для самостоятельного овладения звуком, а также как средство, закрепляющее правильное произношение, формируя чувство меры и ритма в произнесении звука и слова. В зависимости от задач, стоящих перед учителем, упражнения на скороговорках применяются различного характера. В предлагаемом материале собраны скороговорки на самые разные случаи жизни.
Скороговорки и распевки (так называемые куплеты) – это короткие музыкальные стихи, сочиненные самим ребенком или с помощью взрослых. Главная цель распевок – развитие скороговорок и звуко происшествий в быстром темпе, развитие внимания и памяти, тренировка памяти и словарного запаса. Познакомившись с подвижными играми, веселыми песнями и скороговорками, ребенок ежедневно будет испытывать радость и удовлетворенность от успешно выполненного задания, а также от успеха, принесенного своей деятельностью. К примеру, он научится быстро говорить «му», «мяу», «ах», «ох», «са», «ау», а также петь «дам, дам, дам» и «ах-ах». При правильном произношении скороговорка перестает вызывать у ребёнка какую-либо трудность. Содержание скороговоров может быть различным: «сено, сено, стога сено». «Решето, решета, как зевали эта решето».
Для развития речи детей среднего дошкольного возраста необходимо также обогатить их словарный запас. Для этого в комплект с комплектом «От рождения до школы» входят игры и дидактические материалы, с помощью которых можно познакомить ребенка с различными понятиями и выражениями, имеющими прямое отношение к речи: с причинно – следственными связями, прилагательными и существительными, числительными и наречиями; с выделением звуков, связанных с ударением; с правильным ударением в словах. В играх и дисках, приведенных в комплекте, ребенок может попробовать собрать такие слова: «рюмка», «ботинки», «кукла», «динозавр», «брат», «мама», «лист», «мушка», «огурец», «рюмовка». В музыке они называют «лифт», «пауза», «балалайка».
Кроме того, помощь в развитии речи ребёнка оказывают и такие виды деятельности, как чтения, рассказывание сказок, рассказов, исполнение музыкальных произведений, пение. При этом любая деятельность способствует тому, что ребёнок начинает произносить звуки: «А» превращается в «БА», «И» – в «И», «Ж» – во «Й». Кроме того, у детей, занимающихся пением, появляется уверенность в возможности правильного произношения звуков. Используя эти виды деятельности для развития детских речевых навыков, мы получаем положительный результат. Наряду с описанными выше видами, в детском саду также проводится работа с чтением и письмом.
Начинаем с чтения, чтения вслух, сказки – с театрализованных действий; «Словарь» — c произносимых ребенком слогов; подбираем песни, знакомим с их музыкой, танцами. В детском саду проводятся праздники: «Широкая Масленица», «День защиты детей», «Посвящение в маленькую маму», «Выходные дни». Сценарии каждого из них рассчитаны на детей разного возраста: от трёх до семи лет. Начинка любого праздника – занятие с детьми, которое проводится на дому. Занятия проходят по программе «Отечественная война 1812 года» (старшая группа). Продолжительность каждого занятия – 40 мин. Участники: воины армии Наполеона, их родители, солдаты – участники войны 1812 г., а также дети, родители и бабушки и дедушки, учителя, воспитатели, дети и взрослые, представители всех народов, населяющих русскую землю, и все те, кто принимал участие в Отечественной войне 1812 г. К занятиям привлекаются и дошкольники. Все вместе участники праздника поют под аккомпанемент фортепиано. Во время игры происходит знакомство с культурой того времени, героями русской истории и литературы.