На сегодняшний день существует множество скороговорок, и все они составлены для разных возрастных групп, как и для взрослых, так и для малышей, ведь всем людям необходимы эти речевые тренировки. Далее мы составили для вас перечень подходящих скороговорок для детей 3-4 класса начальной школы.
Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь.
Чаще всего скороговорки известны не с одной, а с нескольких сторон. Например, скороговорками-присказками называют смешные стишки-скороговорки, которые читают при пении их детьми и переделывают в детские песенки или даже песни. Другая разновидность скороговорок – это скороговорные стихи, состоящие из пяти строк: первые три строки повторяются три раза подряд, а последние две строки – по два раза. Их, как правило, помогают скороговорить дети дошкольников.
Для разностороннего развития ребенка хороши скороговорки в стихах, для младших школьников – просто скороговорки, а для дошкольников и детей школьного возраста хороши скороговорочный-стиховые скороговоркой-разные. Скороговорки для речи детей составляются на основе стихов, которые в них повторяются. Такие стихи- скороговорку обычно не ставят перед ребенком и не читают перед его глазами. Именно поэтому стихи-закорючки и не запоминаются так хорошо, как, скажем, стихи-песенки. Зато они не требуют от детей большой затраты времени. А стихи-сказки, включающие в себя скороговорочные строчки, проще запомнить. Поэтому скороговоркам учить не так уж сложно.
Каждое четверостишие можно скороговорить, читая по нескольку раз. Если ребенок не успевает, можно выучить скороговорение четверостишие отдельно и потом читать. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок выучил скороговорки, обращайте внимание на следующие моменты:
• Правильно определяйте скоро говорящие звуки в словах.
• Вначале четко проговаривайте слова, а затем добавляйте звук, который необходим. Также важно правильно дышать при чтении скороговорок. Вы можете остановить чтение на любом слове, а можете продолжать читать, пока вы не прочитаете все, или пока не остановится дыхание. Это зависит от вашей физической подготовки и тренировки дыхания. Обратите внимание ребенка на то, что он должен правильно выговаривать все звуки.
Например, известная скороговорка «Как-то раз – ручеек, а потом – ручей, а еще потом – речка». Запоминается эта фраза с помощью двух говораков: Р У Ч Е К и Р У З Е Ч Е к, которые повторяются изо дня в день, из года в год. Все без исключения слова этой фразе (ручей-ручей) заменены на говоруки. Урок идет о том, как можно в обычных словах «горстка» и «орошаться» делать «рочь» и другую речь, которая хорошо усваивается детьми.
Большую популярность приобрели и скороговорки с использованием табулатур. Дети также обожают эту методику, как что-то очень забавное и задорное. Они не боятся повторений, которые позволяют скорректировать произношение. Таким образом, наряду с привычным звучанием звуков ребенок получает несколько иную, непривычную для него речь. К тому же для запоминания можно использовать каламбур. Для этого каждая строка скороговорок заканчивается рифмовкой. Поэтому наши скороговороки не только полезны и интересны, но и необыкновенно полезны для развития речи и одновременно научат ребенка правильному произношению.
И конечно, обязательно покажите эти скороговорки и скоропалительные выражения своим друзьям и близким. Ведь это отличная тренировка для развития речевой мускулатуры и тренировка слуха. И, конечно, о личных рекордах. Ну, а ежели вы будете использовать скороговорку на улице, то ваш малыш, несомненно, запомнит такую игру, и в его трудной жизни появятся дополнительные стимулы для действий. Стихотворения логопед подбирает индивидуально для каждого ребенка, который воспринимает их хорошо. В этом нет ничего удивительного, так как ребенок и стихи получают совершенно разный характер.
Стихи-скороговорочки так же, как многие другие логопедом подбираются индивидуально, основываясь на умениях ребенка. В некоторых книгах представлены модели различных стихов, которые могут быть использованы для занятий. Стихи, которые строятся не так, как вы привыкли – с довольно сложной рифмой, с использованием редких звуков – логопеды никогда не включают в свои тренинги. Стихотворение, построенное таким образом не очень хорошо сможет подстроиться под ритм и чувство голоса ребенка. Ребенку будет труднее его воспринимать. Поэтому логопеду важно знать, как выглядит стихотворение для двухлетки, а как для трехлетки и о том, как правильно подобрать рифму, а также стихи для разных половозрастных групп.
_______________________________________
Белые бараны били в барабаны. Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.
В разделе «СЛОЖНЫЕ СКОРОГОВОРКИ» собраны простонародные и литературные скороговорки. Условно разделен на две части – авторские скороговорок и народные. В конце книги есть алфавитно-предметный указатель. Т. В. Агафонова «Как научиться быстро, правильно и красиво говорить с детьми и понимать их» (приложение к журналу «Игромания»).
В последнее время стремительно развивается направление «дрессировка речи» — работа над звукоподражанием. Данная книга — своего рода краткий курс этого очень интересного метода. Некоторые легко запоминающиеся скороговорные (не искусственно произносимые, а именно скороговорные) слова и фразы рекомендовано учить наизусть и не только в среде детского коллектива, но и дома с ребенком или животными. Порой в разговорной речи дети слышат такие слова, которые не могут выговорить правильно и им приходится пользоваться специальными скороговорками. Эта книга — пособие для родителей, воспитателей и логопедов, которым не безразличны проблемы звукопроизношения у детей.
Краткий курс обучения звуковой культуре речи, обучение ребенка слушанию и произношению слов, фраз, словосочетаний. Книга адресована как детям, так и их родителям. Единственное место, где эта книга действительно необходима – реабилитационный центр для детей с нарушениями речи. Взрослые, работающие с такими детьми обычно не понимают, насколько это важно. Дети тоже не понимают. Поэтому родителям, воспитателям и логопедам с маленьким ребенком нужно очень внимательно прочитать и выучить эту книгу, то есть проделать всю работу, которую они не могут сделать самостоятельно, а то и не хотят.
Аналогичная книга издавалась в 1994 году. С того времени в нашей стране не было издано ни одной книги, в которой так подробно объяснялось бы, как научить ребенка слушать и произносить слова и даже звуки. По мнению психологов, для гармоничного развития детский речевой аппарат должен иметь 2 функции – звуковую и смысловую.
Как правило, малыш, произнося фразу, добавляет что-то на свое усмотрение, так и должен звучать чистый звук: «Палка-палка-огуречик… ’». Поощряйте такое его творчество. Если ребенок не произносит какую-то букву, обязательно скажите, что он произносит, и помогите малышу ее произнести. Учтите: если в предложении есть звук «л» или «в», вы на первый раз можете и не заметить, а во втором случае похвалите ребенка и попросите его произнести данное слово.
Если малыш знает некоторые звуки, но не произносит их должным образом, это может служить причиной заикания. Чем раньше вы начнете заниматься, тем быстрее это произойдет. Ведь окружающие зачастую не замечают проблем ребенка, считая, что ему всего несколько месяцев. Здесь главное – постоянная работа над речью, и мамы должны приложить к этому все усилия. Как помочь малышу овладеть красивым произношением звуков?
1. Прежде всего, постепенно начинайте произносить разные слоги, соединяя их в одно целое. Например, «мушка» – это ма-мушка, а «папа-папа» — па-па (мушка сверху). Сначала, если малыш не реагирует, просто проговаривайте разные слога, а потом предложите ему сложить их вместе в одно слово «муха».
2. Когда ваш кроха только начинает произносить звуки, не торопите его. Позвольте ему звуки, которые у него получаются. Возьмите в руки его игрушку, прислушайтесь, какая она «звучная». Повторяйте слоги после каждого его повторения.
_______________________________________
Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
Соответственно, и развиваться будут быстрее, а главное, станут сильнейшими средствами для развития ребенка. Вы можете бесконечно наблюдать за движением ступни малыша, пока он сидит в песочнице или прогуливается с мамой по парку. Для того, чтобы эти моменты были действительно богатыми на эмоции, родителям нужно делать акцент на развитии ребенка. Вместе с ним искать интересные игры, представлять, о чем можно будет рассказать, как только малыш научится говорить. Например, очень популярны игры-раскраски, конструкторы, пазлы, поделки из разных материалов, конструкторов и т.д.
К 6-7 годам ребенок учится познавать мир через свое тело, его предпочтения в питании, любимые игрушки, собственные движения. Чтобы способствовать развитию речи и навыков общения, стоит именно сейчас прикладывать усилия. Бонус-1. Детский гимнастический комплекс (FIT-OF-ONE). Мы подобрали для вас прекрасную подборку для самостоятельного изучения гимнастики для детей:
• «Мамины помощники» (фигуры, упражнения, комплексы).
• «Гимнастика для малышей» (сочетание базовых движений, последовательность).
• Есть все, от младенчества до 12 лет включительно.
Бокс-2. Детское пианино TRUNKO. Появилось оно в России только два года назад. С тех пор выросло целое поколение, увлеченное игрой на пианино. В этом видео вы увидите, какие упражнения и игры используются при обучении этого важнейшего инструмента.
Наш подход к обучению. Каждое занятие мы начинаем с нескольких простых упражнений. Движения с «домиком» вначале идут на пальчиках, с мячиками – на ладошках. Все движения чередуем, записываем на пальчики и ладошки. Затем переходим к следующим упражнениям: жонглирование, отработка ударов в разные блоки – ноги, руки и корпус. Занимаемся на разных уровнях. Учимся большим пальчикам. Каждый находит для себя лучшее упражнение. Каждое упражнение записываем в тетрадку.
Где найти скороговорки и стихи?
Магазины, школы, детские сады, детские центры, а также интернет-ресурсы часто предлагают скороговорковые рифмы и даже целые стихи для развития речи. Но насколько они соответствуют действительности? Далеко не всегда!
Первое, на что нужно обратить внимание, это качество текста.
Что такое качественные скороговорка и стих?
Важно чтобы скороговорка или стих были красивыми и их нужно было проговаривать размеренно. Только тогда будет понятно, что они полные. Если текст занимает больше 20 слов, то словарный запас будет небольшим, в нем мало слов и он не стоит потраченного времени. Также нужно проверять в тексте количество ударений, чтобы не приходилось бить себя по лбу, чтобы вспомнить, как читается тот или иной звук. Старайтесь прорабатывать скороговорку по максимуму, не пропускайте ни одного слова, следите за тем, как малыш произносит звуки, увеличивайте их количество в словах и не говорите «ведь». Это сложно как для ребенка, так и для родителей.
Обязательно нужно проверять спелую ли морковку малыш кушает, не тянет ли он все овощи в рот. Читать скороговорки и стихи нужно вместе с малышом. И пусть он привыкает к рифмам и ритму, пробуйте их вместе со звучанием. Если малыш плохо выговаривает слова, давайте ему возможность выговаривать их сам, пусть это будет ропот и журчание. Будьте осторожны с рифмами. Все дети любят всевозможные рифмы, но не все они получаются у родителей без труда. Они наслышаны о многих рифмах, придуманных еще когда они были маленькими. Не стоит обижаться на малыша, если он неправильно выучил стихотворение. Скорее всего, он просто проговаривал не так, как нужно. Не бросайтесь обвинять его, не нужно пытаться говорить за ребенка, пусть он сам делает выводы и не обижается на родителей.
______________________________________
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
Для самых маленьких – сначала можно предложить использовать самые простые скороговорки: — ля-ля-ля – давай ля-ра-ра поскорей. Есть много вариантов скороговорок с использованием названий животных, овощей и фруктов. Сейчас в языке уже существует далеко не одно слово, состоящее исключительно из буквы «К». Например, вместо слова-исключения «косой» можно услышать в нашем языке «косая», вместо слова «чемодан» можно «чемоданил» и так далее. Конечно, ребенок пока не в состоянии правильно согласовать ударение с буквой, но таких слов в нашем разговорном языке достаточно много. И, тем не менее, даже слово «чемпиона», состоящее из трех букв, ребенку освоить будет несложно.
Так что пользуйтесь, детки, скороговорками! Пользуйтесь! Я недавно осознала, что совсем не знаю жизнь детей и некоторых взрослых! Только скороговоркам дается именно это понимание по интонации, ритму и звуковому оформлению. И этому надо учиться. И надо понимать, что многие слова, например, слово «туфелька» имеет не один вариант произношения, слова, состоящие только из одной буквы, могут быть длинными или короткими. А в наших глазах на слух часто слышно, что человек говорит так или иначе. (Хотя, конечно, если он уже все знает, но просто не говорит специально) И тогда появляется понимание, что смысловое значение слова будет меньше, если оно произносится кратко. Язык – это великий инструмент, который создает впечатление целостности.
Простые скороговорки пишутся просто. Освоив их, ребенок учится произносить звук правильно. Также существуют скороговорка с заковырками – запоминать правила чтения. Чистоговорки полезны для работы памяти и дикции. Чтобы учить стихи или скороговорку, следует представлять, что идет «разговор», в результате которого мы должны научиться произносить тот или иной звук. Это упражнение развивает слуховое внимание и четкую артикуляцию.
Правильные скороговорки обязательно должны соответствовать определенному звуку. Если он произносится неправильно, не нужно повторять данную звукосочетание, чтобы выработать правильное произношение. Если в произношении так называемого трудного звука вы видите нарушение правильности его написания, есть необходимость подсказать ребенку правильное написание этого звука. Выделяют пять типов скороговорок – плавные, свистящие, глухие, шипящие, свистовые.
Плавные скороговорк являются наиболее распространенными. Они требуют для своего проговаривания голоса и резонанса с ним. Как правило, они используются при дикции «с трубным звуком», то есть с участием голоса. Слова произносятся сквозь зубы. В речи такого рода используются простые или «простые» слова. Свистящиъми называются скороговорки со вставными гласными. Для их проговариваниия необходимо участие голоса. Они могут быть непроговариваемыми и складываться из отдельных слов.
Глухие – это скороговорки, в которых мягкий звук «г» произносится мягко, а твердый «д» — жестко. Такая конструкция слова приводит к тому, что оно звучит сильнее, чем слово, которое произносится без помощи голоса. Громкие – это короткие скороговорками для беззвучного произнесения. Такие скороговорки помогают тренировать дикцию. В них отсутствует мягкий звук и после произнесения звука, из-за боязни, что противник услышит, произносит другой.
Формирование правильной и красивой речи начинается с рождения. Если в годик девочка не произносит «а», то к трем годам она об этом забывает, и это, даже если у нее хорошие речевые навыки. Между тем, до трех лет ребенок слышит русский язык, у него формируется слух, и все невербальные средства языка. Начинается подготовка к школьному обучению, и многие родители, исходя из своих наблюдений, хотят знать, к какому возрасту у ребенка должна уже сформироваться красивая и грамотная речь.
Проверить, достаточно ли речевых навыков у ребенка, достаточно легко. Достаточно выучить одну из скороговорок и попросить ребенка произнести ее. Если ребенок неправильно выговаривает звук, значит, ему нужно больше заниматься, потому что он пока не умеет слышать и различать звуки, которые он произносит.
Развивать тонкую моторику ребенка, пока он не умеет манипулировать руками, тоже можно с помощью скороговорки. Кроме того, ребенок готов к школе только тогда, когда у него сформировано фонематическое восприятие – слуховое и артикуляционное. Однако чтобы ориентироваться в правильном произношении слов, необходимо читать скороговорку. Поэтому лучшими помощниками при развитии речи у детей являются скороговорка и детские стихи-потешки.
______________________________________
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
Знакомить ребенка с ними рекомендуется в виде потешек, которые помимо новых звуков, будут развивать у малыша зрительное восприятие и понимание конструкции слова. Вот такие картинки можно вырезать и раскрасить. А вот здесь в ЖЖ есть статья «Быстрый зайчик» для детей от 5 лет.
Малыши, которые не любят скучные потешки и стихи, могут вылепить их из пластилина или вырезать из бумаги. Для малышей с 4 до 6 лет отлично подойдет работа с аппликациями из цветной бумаги. Маленькие ручки, слепленные из пластилинового теста, быстро и с удовольствием научатся изображать нужный звук. Вырезать круглые шарики можно пока в высоту – это отличный способ закрепить нужное действие. Подготовьте картинку, которую ребенок должен раскрасить, вырезать и наклеить ее на картон. Те, кто любит рисовать, могут работать с цветными карандашами. Просто предлагаю распечатать картинки в нужном вам размере. Они могут быть как цветными, так и черно-белыми.
Самой легкой считается скороговорка, которая быстро повторяется без напряжения (по одним правилам или методом слоги-звуки). В процессе ее произнесения, ни дыхания, ни тем более мозга не задействовано. Современные детишки, конечно, не малые, которым достаточно слов «кака», «ка» и т.д. Но все-таки. Мы рекомендуем родителям, которые хотят привлечь внимание ребенка к звукоподражанию, искать простые скороговорки-фонемы. Чтобы речь обогатилась согласными звуками.
Почему именно скороговорками и потешками стоит заниматься детям? Все просто. Здесь важную роль играет принцип повторения, когда мы повторяем звуки вместо того, чтобы просто повторять их. Чем чаще ребенок будет слышать слова и звуки в новом значении, тем проще будет запомнить их. В наших скороговорках мы используем заковыристые или редкие сочетания согласных. Например, если говорят «баня», то слово «ба» надо говорить по слогам. А если «ка», то это уже будет не «каба», а «кабаб», понятно, да? Здесь очень важна тренировка заикания и слогов.
Развиваем память.
С помощью скороговорок и потешек мы тренируем память ребенка. Для этого нужно, чтобы в голове он запомнил все звуки, которые прозвучали. Для ребенка это не сложно. Он слышит их в новых сочетаниях.
Внимание.
Что такое внимание? Не все дети умеют его сохранять и не бояться потерять. Но на примере скороговорк и потешков мы можем дать понять, что память работает. А еще, если ребенок готов к развитию внимания, то он быстро научится запоминать новые слова и словосочетания.
Память.
Стоит сказать, что в скороговорке вся мысль сконцентрирована в одной букве. Поэтому и заикание на ней не возникает. Все стихи и скороговорки данного сборника полезны и рассчитаны на активную тренировку правильного, четкого, беглого произношения звуков.
Список стихов-скороговорок пополнился новыми стихотворениями для взрослых. Они отличаются в первую очередь тем, что в них проигрываются неречевые действия с речью. Например, обычный ремонт, ремонтные работы, репетиция, поедание «БигМауса», борьба и т.п. Очень часто в них обыгрываются реалии жизни. Например: «Даже не успели мы пройти – тут же тяп-ляп прибежали вы уже». (Скороговорить – это действовать быстро и без остановок, обычно в магазине или на работе).
Помимо сказочных историй, в которые мы погружаемся с детства, книги для чтения и развития речи помогают нам развивать память, внимание, мышление, познавать окружающий мир. Эту серию книг для чтения любого возраста из детской классики можно рекомендовать малышам, а также школьникам с 2-х лет. Тщательно подобранные стихи помогут ребенку научиться читать, тренировать память, развивать мышление, расширять словарный запас, излагать свои мысли. Для малышей 5-6 лет, а также для их родителей собраны отличные стихи и загадки известных поэтов, которые помогут ребенку пополнять словарный и грамматический запас. Сборник стихотворений для чтения также можно прочитать как программу литературного чтения, а отзывы о книге «Сборники детских стихотворений Пушкина, Жуковского, Лермонтова» доступны на нашем форуме.
В предпоследней статье раздела «Скороговорки» из серии «Короткие стишки-скороговорки» мы предлагаем Вашему вниманию уникальные игры, где скороговорки используются в качестве подсказок для слов с трудными для произношения или многосложными. К примеру, скороговорка «Ку-ку!» очень легко заменить на общеизвестное «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» или «Ложка, тарелка, вилка, ножка, ручка, печенье…»
_______________________________________
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
Чтобы ваш ребенок правильно выговаривал слова, считал и писал, ему нужно выполнять работу для своей выработки правильного произношения и правильного счета. И не только. Ведь даже при обучении ребенка чтению или письму ему необходима речь, а если обучение происходит монотонно, он забудет все, что знал раньше.
У нас есть короткие скороговорки для дошкольников, заучивать которые удобно детям на прогулках, занятиям, в дороге. И для старшеклассников с родителями, для повторения выученного стихотворения на соревнованиях, на конференциях и т.д. Чистоговорки – это не просто складные слова или строчки. Это целые произведения, основанные на регулярном повторении труднопроизносимых звуков, на формировании правильной произношения отдельных звуков (происходит выработка дикции), на формировании и закреплении правильной артикуляции звуков. Такие слова легче запоминаются, их можно неоднократно использовать в ситуациях, когда надо говорить в правильный момент, чтобы речь была красивой.
Разные авторы предлагают использовать для развития связной речи разные скороговорки. Мы пока только изучаем этот вопрос. Методика занятий будет зависеть от возраста ребенка. Но одно понятно точно: Нельзя ограничиваться чистоговорками, как, например, кубики, и вешать их как обои на стену. Их надо использовать в детской, на своих занятиях, в играх, во время прогулок. В любом случае, чем чаще ребенок будет проговаривать какие-то сложные или трудноподдающиеся звуки, тем лучше и глубже он их будет знать, как их произносить, тем правильнее он будет их воспроизводить.
Ребенку очень интересно слушать собственное гуление и чистоговорки. Они развивают память и зрительное воображение, тренируют ударение и чувство ритма. Прекрасно развивают артикуляцию. Любые, даже сложные, для детей скороговорки в рифму – это отличный способ отработать произношение на самом раннем этапе развития речи.Скороговорки и потешные скороговорки пополняются ежедневно новыми фразами, созданными народными умельцами, читаются в детских садах, школах. Также они пригодятся и для дошколят, и для младшего школьного возраста.
В сборнике представлены скороговорки с двух типов произношения звука. Для более сложных — с фиксацией скороговорок на разных стадиях произношения, и облегченных — для детей 1-3 лет. Для детей в возрасте от 1 года и старше в сборник включены более сложные скоро говорящие тексты. Они помогут детям научиться четко произносить слова, запоминать их. С помощью скороговорок дети обязательно выучат буквы, цифры, изучат таблицы умножения и другие полезные темы.