В Санкт-Петербурге можно многое увидеть, сделать и попробовать, поэтому решить, какие музеи стоит включить в свой маршрут, может быть непросто. Мы составили список лучших музеев, которые работают в Питере сейчас, чтобы вы могли выбрать несколько первоклассных музеев и культурных учреждений в перерывах между прогулками по Невскому проспекту и посещением ваших любимых кафе.
Государственный Эрмитаж.
Основатель музея — император Павел I, по завещанию которого и был основан музей. Экспозиции музея формировались на протяжении всего XIX века, а в XX веке музей был расширен и обновлен. В настоящее время музей включает в себя более 3 миллионов экспонатов, которые распределены в 10 зданиях, расположенных в центре города. Кроме того, в музее хранятся ценные коллекции фарфора и стекла, изделий из бронзы и серебра, произведений декоративно-прикладных искусств, археологические памятники и др.
Традиционно носит имя основателя — Петра I Великого. В конце XVIII века император Пётр I во главе академической экспедиции по изучению различных стран Европы отправился за границу. Во время своего путешествия он, уже будучи петербургским генерал-губернатором, задумал, а по возвращении в Россию в 1768 году, построить в своей столице новый, великолепный по тому времени, дворец с великолепными музеями. После смерти императора в 1725 году эта идея не была осуществлена, а вся его деятельность должна была быть посвящена делам управления и вооружения армии. Под руководством архитекторов Д. Трезини, Я. Герсена, И. Э. Гуту, инженеров К. Клапрота, А. Монферрана, А.-И. Деламота и других был составлен обширный генеральный план работ, наметились очертания ансамбля. Однако из-за финансовых проблем, вызванных военным конфликтом с Турцией, строительство было затруднено и начато лишь в 1730 году.
Уже в 1737 году в Царском Селе по проекту Трезинии был построен дом, получивший название «Домик Петра Великого». Проект дворца в Царскосельском парке, выполненный Трезинием в 1738—1739 годах, не был окончен, но был составлен подробный его чертёж. Между тем императрица Елизавета Петровна, зная, что министр иностранных дел граф И. И. Шувалов, продававший ей свою библиотеку, много лет назад сделал на её имя дарственное распоряжение, как раз и решила в качестве подарка своему мужу приобрести эти книги. По её приказу был создан «для библиотеки» специальный Кабинет, и она была передана в библиотеку. Таким образом, в 1756 году библиотека была приобретена у Екатерины I, а уже в 1764 году Кабинет был переименован в «Империи Эрмитаж», получив при этом название в память о подаренной императору Павлу I коллекции из драгоценностей, книг и картин из своего Государева Кабинета. В 1764—1782 годах императрица Екатерина II подарила Эрмитаж своему мужу — Петру III. А позднее, уже при Екатерине II, он был передан государству.
В музее собраны сокровища, накопленные за пять веков истории России. В нем хранятся произведения искусства и памятники материальной культуры, начиная с каменного века и до настоящего времени. Среди них — работы мастеров Италии XV—XVI веков, шедевры голландской, фламандской, нидерландской живописи, а также полотна Франсиско Гойи, Рембрандта, Рафаэля, Веласкеса, Тициана, Караваджо и других выдающихся художников.
Музей является одним из старейших музеев России. В 1764 году по указу Екатерины II был создан «Эрмитаж», который в последующие десятилетия пополнялся произведениями искусства из частных коллекций императорской семьи. Среди этих коллекций была и коллекция Карла Брюллова, которая в настоящее время хранится в Государственном Русском музее. Музей расположен в здании Главного штаба, построенном по проекту архитектора А. В. Квасова в 1764—1768 годах. Здание было возведено в стиле классицизма с элементами французского барокко. На фасаде здания в центре, на уровне четвёртого этажа, находится скульптура «Меркурий» работы скульптора И. П. Прокофьева. Музей занимает три здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж и Большой Эрмитаж. В Зимнем дворце находится Музей истории Государства Российского, в Малом Эрмитаже — Музей А. С. Пушкина, а в Большом — отдел современного искусства. Здание Зимнего дворца было построено по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1754—1762 годах. В 1764 году Екатерина II подарила это здание своему фавориту Григорию Орлову, который перестроил его в стиле классицизма.
В Эрмитаже насчитывается около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. Музей насчитывает более трёх миллионов единиц хранения. В залах музея экспонируются произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладное и церковное искусство, археологические находки, нумизматические, архивные и библиотечные материалы. Эрмитаж является членом Всемирной федерации музеев, Общества Гугенхейма и других международных организаций. Музей является обладателем крупнейшей коллекции произведений искусства во всём мире, насчитывающей более трех миллионов экспонатов. В его собрании представлены живопись, графика, скульптура, предметы прикладного искусства и дизайна, археологические находки. Среди музейных ценностей — знаменитая яхта «Штандарт», коллекция оружия, собрание фарфора, древнерусские иконы, произведения западноевропейского и русского искусства.
___________________________________________
Екатерининский дворец и парк.
В его создании принимали участие тысячи профессиональных зодчих и художников из многих стран. Дворец и парк дворца представляют собой подлинное чудо русской архитектуры. Владельцы замка — члены царской фамилии сменялись много раз, за столетия они не смогли создать единую систему архитектурного ансамбля, основать единый стиль. Все они украшали дворец по-своему. С именем Екатерины 2 связывают строительство пышного, грандиозного дворца с затейливыми переходами, в который уместно будет включить все прелести крупного дворцово-паркового ансамбля: парк, пруды, оранжереи, галереи и конюшни. Это был шедевр русской архитектуры, одно из чудес света. В царствование Николая 1, замок на берегу Невы, построенный по проекту К. И. Росси в 1826 году, стал центром грандиозной по своим масштабам реконструкции, проведенной в Павловске. По приказу императора Александра II Павловск был перестроен и расширен. Усадьба стала одним из красивейших и богатых дворцов Царского Села. Здесь побывали многие иностранные гости, в том числе и Наполеон. Екатерининскому дворцу уже более трехсот лет. За это время он стал свидетелем многих событий, которые повлияли на его судьбу. Он лишился своих винных подвалов, лишился своих оранжерей, лишился конюшен.
Все эти утраты превратили это здание в руины. В 1946 году здание ансамбля было передано в собственность города Павловска. В 1994 году Постановлением Правительства РФ открыт для посещения как объект культурного наследия федерального значения. Сегодня под одной крышей Екатерининского дворца в Царск Селе живут и работают более двухсот работников музейно-выставочного комплекса. Выполняются реставрационно-восстановительные работы. Ежедневно проводятся экскурсии для посетителей. Екатерининскому дворцовому парку более 200 лет, со дня основания. На его территории расположена регулярная часть с живописными прудами, пейзажные парки (например, в Большом парке, который занимает площадь свыше 10 га). В 2002 году Екатерининским дворцовым парком был открыт уникальный для России музей-заповедник — Царское Село. Здесь сохранены исторические дворцы и парки, разбиты многочисленные скверы.
В наши дни Большой Царской Славянский музейный комплекс — это крупный музейный, культурно-просветительский, образовательный центр, единственный в Санкт-Петербурге и один из старейших музейных комплексов в мире, получивший премию Комитета по культуре Санкт-Петербурга «За достижения в области культуры и искусства» — 2010. Большой Царский дворец — редкий образец цельно-золоченой резьбы на дереве, резной деревянной храмового декора и высокий показатель художественного мастерства. Данный архитектурный памятник принадлежит к числу самых ярких достопримечательностей Царского Села, в том числе, и благодаря своему уникальному стилю. До середины XVIII века это было скромное одноэтажное здание, в котором размещалось всего десять комнат. Но именно в царствование Екатерины Великой появились три величественных и грандиозных зала, которые сегодня являются украшением дворцового комплекса.
Екатерининским залом называют одну из самых известных комнат Большого Царскосельского дворца. В ее оформлении были использованы элементы стиля классицизма. Стены, потолок, пол – зал отделаны натуральным деревом, которое прекрасно сочетается с позолотой, создавая иллюзию глубины и простора. Окно в потолке, а также удивительное изящество колонны с декоративной решеткой придают его облику неповторимый аристократический шарм и утонченную легкость. Уникален и интерьер. В Екатерининском зале за час можно обойти всю его длину. На уровне пола расположен широкий камин с дымоходом, сложенным из красного кирпича. Здесь же находится старинная печь с большой чугунной плитой, на которой готовит пищу вся семья. Пол выложен квадратными паркетными плитками, стены – декоративной штукатуркой. Особый интерес вызывает готическая мебель: большое зеркало в духе Людовика XIV (на нем можно разглядеть свое отражение в полный рост), арфа, камин и нарядная деревянная мебель.
Екатерина II, посетив дворцовую кухню, пожелала остаться на всю жизнь поваром-любителем. Раз в неделю она ездила в Царское Село, чтобы насладиться кулинарными изысками царских поваров и собственноручно приготовить любимое блюдо. С этого началась так называемая «императорская кулинария». Во дворце Екатерининского дворца регулярно проводились балы, маскарады и театральные представления. Одним из главных украшений дворца являлись регулярные балы во времена правления императрицы. В 19 веке произошло последнее крупное нашествие на Петровскую оранжерею. Сгорело множество растений и цветов, погибло много воробьев. В результате Екатерининскому дворцу было нанесено колоссальное, непоправимое и невосполнимое негативное влияние. Сегодня Дворец представляет собой музейный комплекс, который включает в себя обширные собрания великолепных картин, мебели и декоративно-прикладного искусства. Также в экспозицию Большого Царского дворца входят экспозиции «Великий князь Петр Александрович — строитель России», «Великая императрица Екатерина II», «История дворца и парка.
______________________________________
Музей Фаберже.
В 1865 году император Александр II подарил своей матери Марии Федоровне, вдовствующей императрице Марии Александровне, 100 тысяч рублей на организацию в Санкт — Петербурге музея изящных искусств. Однако эти средства были выделены не полностью, и решение о создании музея было принято только в 1872 году. При этом в состав будущего музея было решено включить и частное собрание, принадлежавшее нескольким российским художникам.
Во дворце Нарашкиных — Шуйских, построенном в последней четверти XVIII века, обосновались многие известные художники: Василий Тропинин, Василий Поленов, Исаак Левитан, Крамской, Репин. В 1869 году художественная галерея разместилась в новом здании, построенным по проекту немецкого архитектора Г. Рауха для графини Марии Ивановны Виельгорской (урождённой княжны Голицыной), вдовы поэта Александра Сергеевича Пушкина. Графиня занималась литературным трудом (публиковалась под псевдонимом «Княгиня Дашкова»), собирала предметы искусства, библиотеку и коллекционировала миниатюры. Точная дата основания музея неизвестна. Возможно, идея его создания принадлежит Павлу Петровичу Третьякову. В июне 1883 года он представил на всеобщее обсуждение три варианта предложения о создании в России музея изящных искусств.
Таким образом, на тот момент создание музея было затеяно уже как вполне воплотимая идея. Однако на фоне усиления политической реакции против царизма в связи с революцией 1905—1907 годов в обществе назрел и перезрел кризис ценностей. Привлекательность традиционных предметов искусства стала снижаться, тогда как художественные произведения могли вновь стать экспонатами музеев, что еще больше усиливало социальный раскол в обществе. Находясь в самом центре столицы, музей был призван привлекать внимание общества к художественному наследию России — сокровищу отечественных музеев. Выступая с докладом в в Государственной Думе об открытии музея в своём имении Яковлевское Владимирской губернии, Третьяков указал на положительный опыт музеев Древнего мира и Античности. Особо выделив и причислить к шедеврам собрание фарфоровых изделий Императорского фарфорового завода.
Коллекция датируется периодом с 1872 по 1914 год и охватывает все известные работы легендарной фирмы, включая «Пасхального цыплёнка» (1901), «Распятие» (все три серии: 1901—1903, 1904), «Павильон Армиды» (русская серия, 1908), «Яйца для российской императрицы» (1896—1900), «Большой герб Российской империи» (2002) и «Малый герб Российской Федерации» (1999). Также в собрание входят 18 работ Фрэнсиса Бэкона, 88 произведений итальянского скульптора Джованни Боттичелли, крупнейшее собрание старинного французского фарфора, коллекция работ модерна (от Карла Фабержи до Мане и Пикассо), произведения русских и западноевропейских импрессионистов. Выдающимся явлением в собрании музея является коллекция произведений Фабер-Руже — собрание картин русских художников и скульпторов, принадлежавшее в 1909—1917 гг. княгине Марии Клавдиевне Тенишевой, жене министра финансов Сергея Витте. Среди наиболее известных работ коллекции — пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая картина и портрет.
Музей Фабер — Руже открылся 8 октября 1981 года в особняке, построенном в начале XX века для князя В. И. Тенишева в Екатерининском парке Царского Села. К настоящему времени коллекция музея насчитывает более трёх тысяч экспонатов. Значительная часть коллекции была приобретена как в России, так и за рубежом, в том числе у коллекционеров из Великобритании и Швейцарии. Музей сотрудничает с различными зарубежными музеями, расположенными в Чехии, Германии, Великобритании, Франции, США. Музейное собрание насчитывает свыше трех тысяч предметов: более 1000 скульптур, акварелей, рисунков, фотографий, 10 тысяч графических произведений. Среди крупнейших работ коллекции: памятник князю Владимиру работы Ивана Витали, работы Огюста Родена, Поля Сезанна, Клода Моне, Анри Матисса, скульптуры Альберто Джакометти, статуя «Данаида» работы Марка Шагала, памятники Николаю I, Александру II, Михаилу Романову.
Фабержи (Фаберже) Карл (8 сентября 1846—24 марта 1912) — российский ювелир и мастер-ювелир, владелец крупнейшего ювелирного предприятия в Российской империи, основанного в Петербурге в 1879 году (до 1891 года — «Купеческая гильдия золотопромышленников Санкт-Петербурга»). Российские производители ювелирных украшений, безусловно, в долгу перед Фабержами. В конце 1860-х — начале 1870-х годов русский ювелирный рынок был одним из самых богатых в Европе. Право на оптовую торговлю такими товарами и организация заводов на территории империи, естественно, представлялось действительным статским советникам, получившим звание в Министерстве финансов. В их число входил и Карл Фабер.
Правительство было обескуражено размахом этой торговли, ведь чтобы торговать ценными изделиями, требовалось специализироваться на какой-либо конкретной вещи: украшениях или предметах церковного убранства. В мае 1873 года Фабержевскими заводами были введены фирменные магазины для обслуживания оптовой торговли. Для внедрения фабричной системы управления Карл Фабр преобразовал собственную фабрику в акционерное общество (Акционерное общество «Фабьорг»), часть акций которого принадлежала ему. С тех пор и до конца своей жизни Карл Фабрикант во все трудные периоды своей жизни был первым лицом на своей фабрике. Первым крупным приобретением Фабержа стало собрание яиц. Прежде всего его интересовал сам по себе процесс изготовления украшений.
Усилия Фаберза направлены на то, чтобы в каждом изделии не только был использован самый лучший материал, но и был вложен свой неповторимый стиль. Значимость производства ювелирных изделий распространялась и на промышленное производство. Его благополучие на фабрике связывали с именем императрицы Александры Федоровны, которая была очарована его коллекцией. Чтобы облегчить жене хозяйственное управление, Карл Фабрик создал специальные конторы, которые ведали текущими делами и производственной деятельностью, а также руководил акционерным обществом и входил в Совет Директоров.
________________________________________
Музей-заповедник «Ораниенбаум».
Город Ломоносов, расположенный в 143 км к востоку от Санкт-Петербурга, с 1627 по 1944 год являлся административным центром Ленинградской губернии. В настоящее время территория города не превышает 5 тыс. га. Изюминкой города является дворцово–парковый комплекс, расположенный на территории в 5 кв. км. Здесь насчитывается порядка 90 построек, среди которых наиболее интересные – Большой дворец, Меншиковский дворец, Андреевский собор и другие.
Площадь парка составляет более 50 га, при этом здесь находится более 50 зданий и сооружений. Здесь наиболее интересны Большой дворец и дворец Меньших братьев, а также два флигеля – Меньший и Средний. В парке сохранились личные сады Петра I и его сподвижников. К южному павильону расположена церковь святителя Петра Митрополита Московского, ограда с могилами наследников Петра Великого, «медный бак» и пруд.
Дворцово-Парковый ансамбль включает в себя 18 павильонов, множество декоративных элементов, фонтанов, каскадов. В 2002 году при мощении территории С. Я. Густав фон Гельмерсеном был использован камень-ракушняк, что и создало тот самый бело-голубой фон. Во второй половине XVIII века, после окончания строительства Фонтанного дома, когда к «въезду» были пристроены Большой, Монплезир и Серебряный павильоны, облик ансамбля существенно изменился. Изменения коснулись и оформления въездной аллеи: при этом сохранилась средняя часть, называемая Прямым проспектом, состоящая из нескольких скамеек.
Центральный каскад и мостик к Оранжерейному павильону образуют «Большую каскадную лестницу» – центральное скульптурное изображение эрмитажного ансамбля. Для этой цели скульптор В. И. Демут-Малиновский изваял фигуру юного мальчика в профиль, держащего в руке розу. Прямо под лестницей на «Роскошных гранях» находится главный фонтан дворца, в центре которого находится бюст П. М. Еропкина. Скульптурную композицию из семи фигур, представляющих семь кругов небесного свода, создал в 1770 году Б. Ф. Растрелли. Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» на Мало-Конюшенном мосту — триумфальная арка со скульптурными фигурами трех грифонов. Сегодня посещение музея-усадьбы бесплатно, при предъявлении билета в парк «Петродворец». На территории Парка работают два музея: «Гатчинский дворец-музей» и «Усадьба Гатчина», посвященные повседневной жизни царских особ.
Анна Петровна Чернышева, взявшая фамилию мужа, была дочерью атамана Войска Донского. В 1738 году жена коменданта Ревеля А. П. Чернышева была пожалована в статс-дамы, а впоследствии была пожалован в статские советники. Анна Петровна была известна своей благотворительностью. Она особенно увлекалась благотворительностью, строила школы, больницы и приюты для бедных, много сделала для устройства больниц в Пскове и Гдове. Во время ее правления в Ораниенском парке был устроен красивейший фонтан. В 1800 году Анна Петровна получила чин статс–дамы. И здесь ее ждала не меньшая награда – в 1773 году императрица Екатерина Великая пожаловала Анне Петровне большое домашнее имение и несколько тысяч душ. А в 1789 году Анна Чернышева получила в личное пользование орден Святой Екатерины, а при переходе в православие – имя Анны Федоровны. До своей смерти Анна Петровна жила в Оранжерейном дворце, расположенном в южной части Большого Екатерининского дворца. После ее смерти в Ориенбауме останавливались многие русские и иностранные посольства, у ее сестры Марии была усадьба в Гатчине.
В состав комплекса входят уникальный архитектурный комплекс, дворцовостоловое хозяйство с фонтаном, Елагин остров, острова Елагина и Котлин, а также несколько парков, парковый ансамбль Нижнего парка. Знаменитые шедевры паркового хозяйства: Большой дворец с парком «Орания», Большой каскад (Фланец), Средний дворец (Камерон), Приморский парк со всеми его павильонами, Нижний парк, ансамбль Нижнего военного парка, Средний, Китайский и Верхний парки. Нижний парк – уникальный дворцовообразующий комплекс, созданный и построенный по проекту архитектора Ж.Л.Деламота, возведен по моде историзма.
Средний парк занимает живописное плато, обрамленное с трех сторон ландшафтами Финского и Вознесенского островов. Обширный дворец разделен на симметричные корпуса и девять внутренних дворов, которые окружают Нижний парк. Северный фасад Нижнего парка открывается каналом «Золотая решетка», в гидропарке создана система водных каналов с каскадами, фонтанами и гротами, а Верхний парк замыкает гора Длинный остров – одна из самых высоких точек Приморского парка.
В 1740-х годах императрица Елизавета Петровна, стремясь «украсить новый город на берегу моря», в память о предках-полководцах велела построить на стрелке Васильевского острова дворец, а на южном берегу – парк. В 1745–1748 годах по указу императрицы Екатерины II, также помнившей о своих предках, Елизавета возвела на южном крыле сад и дворцы с гротами и фонтаном. Строительство Петергофа завершилось в 1752 году: здесь были обустроены три парадных въезда, а соединявшая их дорога, на которой были установлены скульптуры, получила название Нижняя аллея. В середине XIX века Петергоф «одухотворили». На территории бывшей царской резиденции появились оранжерея, фонтан и колоннада, соединенные мостами и каналами, а в центре заложен монументальный Екатерининский дворец.
Полвека спустя под Петербургом решили возвести еще один Петергофф: рядом с Нижним парком стали строить Петергофовский дворец, куда предполагалось перевезти коллекцию скульптуры из коллекции Кунсткамеры. Однако из-за возникших в 1841 году разногласий между архитекторами и заказчиком император Николай I остановил проект и приказал остановить строительные работы, на которых предстояло вырубить 9 тысяч деревьев. Лишь в июне 1872 года, когда петергофовские дворцы еще только строились, Николай II, который лично руководил строительством, нанес визит в Нижние парки, распорядился посадить саженцы и в память об императрице повелел заложить парк «Белая Дача». Его спроектировали В.К. Штакеншнейдер, В.А. фон Гоген и Л.Л. Бонштедт.
Летом 2013 года пройдет торжество, посвященное 300-летию со дня рождения великого просветителя. В его рамках состоится праздник для школьников, в рамках которого пройдут экскурсии по музеям музейного комплекса. В 2013 году музей проведет выставку «Скульптура из коллекции Бельведера», посвященную творчеству великого князя Константина Николаевича – внука императора Николая I, ставшего первым российским императором с начала XIX века.
____________________________________________
Гранд Макет Россия.
Строительство макета было начато в 1991 году и продолжается по сей день. Это один из первых в мире макетов, который воссоздает реальную обстановку, максимально приближенную к оригиналу. Уникальность макета заключается в том, что все детали и объекты представляют собой точные копии. Это дает возможность зрителю увидеть все существующие предметы, которые есть в реальности.
Музей производит большое впечатление на туристов, входящих в здание. На первый взгляд – кажется, что это не настоящий макет, а самая настоящая часть реального здания. Чтобы макет стал еще более реалистичным, дизайнеры наполнили макет многочисленными деталями, которые скрыты за новыми стенками, например, строительные леса. Дети, которые посетят эту страну, смогут понаблюдать за повседневной жизнью людей, в их дома и квартиры будут включены современные технологии, такие как телевизоры, компьютеры, которые собраны в специальные терминалы, и многое другое. Каждый экспонат можно потрогать, он действительно является живым.
Данный макет расположен в одном из самых крупных и прекрасных городов, а также уникальных мест, таких как Петергоф и Гатчина. Стоит отметить, что макет в масштабе 1:87-000 является самым большим в Европе, и оснащен потрясающим количеством инновационных технических решений. «Гранд-макет Россия» был открыт в 1996 году, и с того времени стал излюбленным местом отдыха петербуржцев и туристов. Так как «Гран-макету Россия» уже много лет, это музей может похвастаться большим количеством экспонатов, которые представлены в полном объеме и в мельчайших подробностях. Этот огромный макет может удивить даже самых искушенных любителей. «Гранда-макете Россия» открыт для всех желающих с понедельника по субботу с 10:00 до 19:00.
Недорогие гостиницы и отели в Санкт-Петербурге.
Гостиницы и отели, расположенные в Санкт–Петербурге, помогут Вам с комфортом отдохнуть в северной столице, и при этом найти удивительное место, как для романтического уединения, так и для отдыха в кругу своих коллег по работе, друзей или деловому партнеру. Если вы ищете в Санкт — Петербурге недорогие отели, то гостиницы «Золотого кольца», а также гостиницы «Санкт — Петербург» и «Октябрьская» предлагают комфортабельные номера по доступным ценам, где можно остановиться как на короткий, так на длительный срок.