Популярные
Все
Экспертные
Войти
чистоговорок на звук р
Актуально • Май 2022 года
1 проголосовавший

ТОП 10+ чистоговорок на звук р

Другое

Одним из самых проблемных звуков в произношении с детства это буква «Р». Для решения трудностей в речи необходимо обратиться к логопеду, но также нужно еще самостоятельно заниматься с ребенком. Чтобы было весело и полезно, мы предлагаем вам примеры чистоговорок на звук «Р», которые ниже приведены.

Рейтинг
Предложить свой вариант
Ра-ра-ра
1
1
Ра-ра-ра

Ра-ра-ра — веселая игра.
Ра-ра-ра — апельсина кожура.
Ры-ры-ры — новые ковры.
Ро-ро-ро — в магазине есть ситро.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ра-ра-ра
2
0
Ра-ра-ра

Ра-ра-ра — ровная гора.
Ро-ро-ро — едем на метро.
Ру-ру-ру — красим конуру.
ры-ры-ры — в парке комары.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ру-ру-ру
3
0
Ру-ру-ру

Ру-ру-ру — я морковь натру.
Ры-ры-ры — топоры остры.
Ра-ра-ра — со двора пора.
Ру-ру-ру — я гармонь беру.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ар-ар-ар
4
0
Ар-ар-ар

Ар-ар-ар — красный самовар.
Ор-ор-ор — убираю двор.
Ор-ор-ор — забирай топор.
Ур-ур-ур — мы накормим кур.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ир-ир-ир
5
0
Ир-ир-ир

Ир-ир-ир — весь народ за мир.
Ар-ара-ар — это слово шар.
Ир-ир-ир — Ира пьет кефир.
Ара-ара-ара — вот идет Тамара.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ора-ора-ора
6
0
Ора-ора-ора

Ора-ора-ора — Рома у забора.
Дор-дор-дор — красный помидор.
Мар-мар-мар — назову комар.
Вёр-вёр-вёр — в комнате ковёр.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Бор-бор-бор
7
0
Бор-бор-бор

Бор-бор-бор — назову забор.
Мор-мор-мор — красный мухомор.
Рона-рона-рона — черная ворона.
Руза-руза-руза — в поле кукуруза.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ра-ра-ра
8
0
Ра-ра-ра

Ра-ра-ра — роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро — у крота свое метро.
Ру-ру-ру — любит крот свою нору.
Ры-ры-ры — крот пророет 2 норы.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ра-ра-ра
9
0
Ра-ра-ра

Ра-ра-ра — вот хорошая игра.
Ру-ру-ру — поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро — поиграли, пьем ситро.
Ры-ры-ры — трудно детям без игры.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ра-ра-ра
10
0
Ра-ра-ра

Ра-ра-ра — вот высокая гора.
Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.
Ро-ро-ро — тут оставлено перо.
Ры-ры-ры — кто хозяин у норы?

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ар-ар-ар
11
0
Ар-ар-ар

Ар-ар-ар — на базар пошел Макар.
Ор-ор-ор — он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр — для хозяйки вкусный сыр.
Ёр-ёр-ёр — дочке красочный ковер.
Ир-ир-ир — а для бабушки — кефир.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ур-ур-ур
12
0
Ур-ур-ур

Ур-ур-ур — у меня есть кот Мур-мур.
Ыр-ыр-ыр — со стола украли сыр.
Ры-ры-ры — не едят коты сыры.
Ор-ор-ор — вороны сели на забор.
Ыр-ыр-ыр — у вороны в клюве сыр.
Рал-рал-рал — вот кто сыр украл.
Ур-ур-ур — прогони ворон Мур-мур.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ваш вариант
120x120

Краткий рейтинг чистоговорок на звук р
  • Ра-ра-ра
  • Ра-ра-ра
  • Ру-ру-ру
  • Ар-ар-ар
  • Ир-ир-ир
  • Ора-ора-ора
  • Бор-бор-бор
  • Ра-ра-ра
  • Ра-ра-ра
  • Ра-ра-ра
  • Ар-ар-ар
  • Ур-ур-ур
Интересные рейтинги
Актуально • Июнь 2022 года
1
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое

Ра-ра-ра — ровная гора.
Ро-ро-ро — едем на метро.
Ру-ру-ру — красим конуру.
ры-ры-ры — в парке комары.
Другое дело работа с «р». Поэтому повторяю и перечитываю их после того, как ребенок научился произносить звук «Р». У него он произносится именно так, как в первом случае: «Рр-а-па-па» соответственно. Когда же я прошу детей произнести правильно звук «р», то им приходится его произносить на уровне произношения звука «Л», чему они несказанно рады. И потом с удовольствием повторяют его. Конечно, такой способ работы имеет и свои минусы: дети не всегда могут произнести правильно все мягкие согласные звуки в словах, так как у них еще недостаточно сформирован навык произношения именно мягкой «Р», либо произношение этого звука происходит не слишком чисто. Однако в работе над этим звуком я и не ставила целью — добиться чистоты, а только лучше понять и запомнить произношение.

На этом этапе я хочу научить говорить правильно слово «три». Ребенок должен научиться правильно произносить слово «тра» и слово «трия». Но пока это сделать не просто. Может быть следует начинать работу с этими звуками одновременно?

Для начала разберемся в нашем словаре.Еще раз звоню ученице. По-прежнему молчание. Спрашиваю, что с ней такое. Выясняется, что она не может произнести слово «три». Я очень тороплю ее. Спрашиваем, что значит «трияхя». Она отвечает, что «три» это «три», «три» это звук «Т», а что у нее получилось, если «твои» звука нет? Все-таки пришлось повторить слово сначала.!!!!! Замена «трийя» на «три» дала нужный результат. А вот в последующих чистоговорках используем их на проверках после усвоения произношения. Также подобные упражнения могут быть использованы в качестве самостоятельной работы.

Смысл этих чистоговорок в том, что вначале используется темп чтения, привычный ребенку, при котором звуки произносятся четко и ясно, а затем уже вводится темп озвучивания слогов. Чтение слогов со слов «Папа», «Батя», «Сема», «Матюша» и т.п. Подведение детей к самостоятельной чистоговорке, которая носит более абстрактный характер. Таким образом обучение чистоговоркам, как и любой другой навык, подкрепляется конкретными упражнениями.

Рассмотрим несколько примеров чистоговорок:
«Пальчики» -на звук О мой пальчики машут, На звук О пальчики хлопают (2 раза).
«Волшебные слова»
А как правильно сказать «рублевый» или «рублей» (2-3 раза)
«Миша с Машей» -Учим падежи (4 раза)

Упражнения на развитие звукоподражания (заучивание разных звуков) Также проводятся одновременно с чистоговорками и сами упражнения на звукоподражательный звук «Р»: Насыпь на порог песок. Зарывай его (с ударением на последний слог) (3 раза). (2 упражнения на ударную гласную). Открой рот (3 раза), а затем, закрывая, произнеси: (3-4 упражнения на гласную), проговаривая каждую гласную по 1 разу. (4 упражнения, в которых на опорном слоге ударение не ставится). Для второго этапа, я уже провожу работу самостоятельно, подбирая подходящие названия к каждому упражнению и выполняя их в игровой форме. В результате у ребенка формируется представление, что любое слово можно назвать.

Второй раз я использую эти чистоговорки на втором этапе работы над звукопроизношением, где работаю уже с детьми. Моя цель — автоматизировать и усложнить произношение звука «р». Мы играем так: взрослый говорит слово, дети повторяют, как эхо, «Р»-«Р-Р», «О»-«О-О» — «И-И-О»- «О-о-о». В итоге, ребенок получает удовольствие от всего процесса и улучшения своего произношения.

«Поездка на метро».
1. Берем одну карточку с изображением человечка, кто едет в метро, тот нажимает на кнопку, чтобы поезд поехал. И по очереди называет всех на букву Р. — «Выезжаем на метро, едем до остановки» «Едем на метро».

2. Заодно, играем в игру «Шагаем по станции».
Взрослый отмечает каждую букву притопыванием ногой или постукиванием кулака по столу, например, «Н, О, П, Р, Б, Г, Я, Е» «Шаги по станции», «Когда идете в школу».

3. «Качели».
Все дети или по очереди или вместе с взрослым играют в «качели». Взрослый говорит фразу: «качались на качелях…» Что делают дети? А вот что:
1-Руки вверх — лодочка.
2-О!
3-Сядь!
4-Бааа!
5-Я тебе дам!!!
6-А я тебя съем!
7-Рррррр!!!
____________________________________________

Ру-ру-ру — я морковь натру.
Ры-ры-ры — топоры остры.
Ра-ра-ра — со двора пора.
Ру-ру-ру — я гармонь беру.
Второй этап работы — это разбор трудных случаев по чистоговоркам. Мне очень нравится предложить ребенку несколько трудных в произношении слов, а затем самим разобраться в трудных случаях.

Например:
Кто ездит в метро? — Поезда
Кто ездил в метро — ВОт поезда! А чем они ездили? — Лета!

Еще раз:
Дети могут узнавать слова по их звучанию, а также их можно разобрать самостоятельно.

Таким образом мы повторяем слова, правила их чтения, отрабатываем произношение. Учим новые слова и маленькие звуки. Если одно или несколько этих упражнений делаете сами, то используете текст для выполнения упражнений. Если ребенок выбирает упражнение сам, то читайте текст сами. Или мои рекомендации:
ребёнку можно предложить ритмическую прозу, прочитанную самостоятельно;
можно использовать фрагмент из стихотворения для фона;
если ребенок не выговаривает определенные звуки, то, используя мой пример, мы можем прочитать его слова не торопясь, громко, чтобы ребенок слышал.

Записываю, как прошли занятия с ребенком 2,7 лет. На занятии Я — читаю: «Р, Р, Р`Р» ребенок — гусеница». Кстати, на примере слов я объясняю ребенку характер произношения звуков в словах. Например, слово «рыба» ребенок произносит: Рр, Рр. При этом ребенок может видеть, что слово пишется Р, а не Р! («рыба»). А второй раз я использую эти чистоговорки во время работы над звукопроизношением в диалоге с детьми. Взрослый читает текст, ребенок произносит сам слоги, произносит их в словесной игре «ЭХО», как это было в первом задании. Таким образом чтение можно совместить с игрой.

Второй этап работы — начиная со второго года жизни — мы учитываем, что называется, «фоном» и голос за кадром читает добуквенный текст. — «Ну-ка, какие слова мы сегодня с тобой выучили?» (дословно не помню, но примерно так). Второй раз эти чистоговорки я использую при отработке произносительных тем. Например, на «Развлечение» и «Спряжение глагола». На первом этапе, пока ребенок еще не освоил звук р, я отрабатываю звуки по опорным словам-логотипам: «Колеса», «Каша», «Авось». На втором этапе, когда ребенок уже освоит звуки р, р, нужно переходить к проработке тем: «Доброта», «Терпение», «Взгляд», «Равнение», «Крепкость», «Дружба». На этом этапе, как правило, еще нет словаря, поэтому при работе над стихами, где слова имеют фиксированное написание, можно для закрепления речевой информации использовать эти чистоговорки.

Работа по звукам:
1. «Кроссворд» — чтение слогов сначала на своем родном языке, а потом на языке другого. Например, смотрите следующее занятие в зале:
2. «Созвездие» чтение слога. Правильная его передача на слово: (на моем тексте есть слова-логотипы «Солнце», «Лидер», «Пальто», «Сокровища» и т.д.) вследствие чего получается слово из 4 гласных: «Солнца». На прошлом занятии таких слов-логотипа было только 5. Теперь их 8(я очень долго не могла подобрать подходящий алгоритм, все-таки через речевые упражнения текст воспринимается несколько иначе, чем через задание. Упражнения в смене впечатлений были на первом этапе). Запишите слова-задания на листе бумаги, приклейте на дверь, чтобы ребенок ежедневно смотрел и запоминал.
________________________________________

Ра-ра-ра — веселая игра.
Ра-ра-ра — апельсина кожура.
Ры-ры-ры — новые ковры.
Ро-ро-ро — в магазине есть ситро.
Для второго этапа я предлагаю более сложную игру «Эха»: взрослый читает р/р, ребенок р. Ребенок, произнося р произносит не только слог, но и дает интонацию. Например: «У-у-у» — ь «У — у-у. Ура» — а. Можно давать и другие оттенки при чтении скороговорок. И это упражнение на автоматизацию звука «р» содержит в себе еще один плюс: ребенок может читать с удовольствием и не заучивать текст, если он интересен и увлекателен.

Давайте потренируемся и запишем несколько вариантов. Также я предлагаю эту игру использовать для проведения всевозможных дидактических игр и тематических праздников. Я буду стараться выкладывать сюда многие разработки по обучению чтению. А теперь наш вариант автоматизации звука Р. Приступать к этой работе можно с двух-трехлетнего возраста. Общий принцип работы тот же, что и с чистоговорками для автоматизации звука Ф, т.е. чтение слогов, чтение слов, их вариация, а затем проговаривание. Варианты нашей работы с логопедом:

1. Мама читает вслух текст, ребенок только сложи и проговаривает слова, при этом не допуская типичных ошибок. Например: мама читает предложение: «Я читаю стихотворение…» (слог «Р») ребенок должен обязательно разобрать слово «стихотворение», сказать про что оно и только потом произнести этот слог (со словом!) на правильном звукопроизношении (в данном случае – «Р»). Ребенок повторяет за взрослым слово на слоге, он его правильно произносит, но без звука «Ф» он не может сделать его правильно, его речь при этом становится неразборчивой.

2. Мама говорит текст: «К нам сегодня приехал Семен в своем купе». Ребенок читает текст, не обращая внимания на слоги. Затем взрослый говорит: «Тут мама увидела, что ребенок забыл закрыть дверь купе. Она решила сама закрыть эту дверь» (слоги «ЦЦЦ»). Ребенок повторит за взрослым звук «Ц» правильно, но буква «Ф», которая вообще не произносится ребенком, прозвучит как-то неразборчиво. Поэтому его речь будет смазанной и непонятной, и когда мы будем с ним работать над согласными, чтобы он сам пропел эти слоги, звук «Ф»)

В этом случае мы, логопед и ребенок в дальнейшем будем использовать такие логопедические упражнения: ребенку показывается картинка, на которой три предмета, он пропевает слог, то есть звукоизвлечение идет с открытыми или закрытыми зубами (так по этому слогу ребенок пропевает 3 или 4 звука) после чего, логопед показывает картинку с изображением предмета, она повторяется.

Второй этап работы по автоматизации «Р». На этом этапе работы ребенку нужно произносить звуки «Р-р-р» и «Р», а взрослый должен мысленно произносить эти звуки. Например: «Рр-к-р», «Рк-кр», «рс-с-ы» или «Рс-рс». Так, мы тренируем у ребенка способность выражать собственные мысли в виде текста. Например, малыш спрашивает: «А бабушка мясо ела?», «А у нас есть рыба?», «Петька когда разбился – пел по радио, а когда мы его нашли – по телевизору». Взрослый отвечает: «Смотрела на цветущую яблоню и на «р». А бабушка ела «с». Тогда ребенок произносит: «Ба-ба-ба, бублик ела».

Для второго этапа я предлагаю ему самостоятельно придумать лексико-грамматические загадки и затем их отгадать. Например:
«Зима-зима, нос — нос, уши — уши, рот — рот, рот-рот».
«В полях зима. Далеко, далеко в полях она живет. Никого не пускает, в ледышки превращает. (Галоши).
» У какой собаки хвост раздвоенный, а у кошки? (У кошки) «(У белки)» («3 домика»).

После того как взрослый отгадает загадки, попросите ребенка правильно повторить слоги и подобрать к ним слова (образовать пары) от слова или названия предмета. Например, «Магазин — магазин» — «Мга», «Сор — сор, шум — шум». «Лодка — лодка, вода — вода, орава — орава». «Собачка — собачка, язык — язык, ушко — ушко, хвост — хвост» и т.д.

После того, как ребенок составил слова, попросите его произнести их. Он должен звучать ясно, четко и отчетливо. Затем попросите его произнести слог с согласным звуком. На четвертом этапе взрослый предлагает ребенку посвистеть. Это упражнение мы должны делать обязательно с ребенком и обязательно на прогулке. Устройте свисток на прогулках.

Таким образом, мы последовательно пройдем все три этапа звукопроизношения. Это поможет ребенку освоиться в новых условиях, почувствовать себя уверенно и спокойно общаться с окружающими. Игры и упражнения, которые я предлагаю Вам, автор, являются играми и упражнениями для автоматизации звуков «р» и «л». Я уверена, что они очень понравятся Вашему ребенку.
_____________________________________________

Ар-ар-ар — красный самовар.
Ор-ор-ор — убираю двор.
Ор-ор-ор — забирай топор.
Ур-ур-ур — мы накормим кур.
При работе над звуком прошествием в слоговом чтении я использовала антонимы (негатив и позитив) «Усталый — Усталый» и «Жалко — Жало-жало» Соответственно для наглядности на каждой картинке я разместила по отдельности слово и антониму, в данном случае слово «жалко» и его антоним — слово «Устали». Материал, необходимый на этапе освоения светораздела «Р», мы сможем найти на странице » Слоговая речь «.

В первом этапе работы по автоматизации звука д мы можем попробовать проговаривание таких звукосочетаний, как «Д» и т.п., что в принципе для многих еще является трудно выполнимым заданием, т.к. буква «Л» требует очень легкого выполнения, но не в данном материале. Здесь мы начнем работать с буквой «Л». Лёня во втором этапе работы с букварным материалом пока еще может произносить только простые слоги.

Но если вспомнить, что на первом этапе, мы уже научились читае мы слоги на счет 1, 2, 3, 4, тогда можно смело переходить к отработке слогов на счет 5,6,7,8. Ребенок учится понимать слова, которые он прочитал, но делает это еще не очень хорошо. Поэтому я стараюсь говорить с ним на протяжении всего первого этапа проговаривания слогов, а потом уже постепенно переходить на чтение слов. Материалы, необходимые на 2 этапе работы над звукосочетаниями, мы можем найти на страничке » Слоги». У детей 2-го полугодия жизни происходит совершенствование связей между звуками (звонкий-свистящий, мягкий-твердый, долгий-короткий) и фонематическим восприятием. Это связано с переходом от слуховой к аудиовоспринимающей системе.

Для второго этапа работы с чистоговорками у меня есть модели говорящих книг и детские тетради. Когда нужный звук приобретен ребенком, я ищу среди них книги с твердыми страницами, такие как «Слова для развития речевого дыхания» (или подобные издания), а также с мягким звуком «Р». Ребенок в процессе работы с мягкой книгой произносит Р, затем переходит на мягкий звук «Р», потом снова на «Р»; на мягкой книге он прорабатывает момент, когда можно переходить на твердый звук. Книги с твердым звуком я использую для постоянных занятий.

УСТАНОВКА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. Что такое звукопроизношение? Вот этот звук образуется при произнесении гласных звуков. Звуки Г, Ж, Ш, ЖЬ, ШЬ звучат как [г’, ж’, шь’]. То есть если я пробую сказать слово «метро» и пробую произнести букву «М» то получается звук [м’], а если я произношу букву «Ж» то у меня получается звук «Ж'». То есть согласный звук «М», заключенный между двумя гласными буквами — «Ж», не звучит как [м’, м’], и получается [ч’]. Звук «ШЬ» звучит как Ш’Ж'(при произнесении звука слышится только Ш). А теперь давайте перейдем к изучению гласных и посмотрим на сам процесс. Изначальный звук — «Р». Его, как обычно, научают произносить с соответствующими жестами и интонацией. Это делается при помощи человека или животного. Например, взрослого с указкой и ребенка с перышком. На первом этапе мне кажется вполне достаточно для начала работы нескольких животных, но если ребенок один и ему никто не указывает, то я предпочитаю начинать с них. После того, как я выучила звуки для буквы «Р», начинаю учить буквы Р,Э,И,У. Надо сказать, что ребенку эти буквы даются довольно легко. Буква «РР» — птичка. Ребенок легко произносит эту букву, если ему показывают изображения птиц в книжке. Букву «РР», соответственно, ребенок легко произносит как БП, БАП или БЫР.. А вот букву «И», если ее очень долго и очень активно произносить, то она вызывает уже определенные трудности. В первом случае ребенок просто смотрит на букву «Р и выговаривает ее как БР, а во втором случае наоборот, он напряженно смотрит на эту букву и произносит ее как И.

Второй раз работа ведется как повторение первого этапа работы с ребенком. Это когда взрослый читает наизусть скороговорку и ребенок сам за ней повторяет.

Например:
Взрослый читает малышу на ушко скороговорки, а за ним он повторяет их по слогам, угадывая спряжение (в настоящем времени). Честное слово, о технике чтения скороговорок знает не все, а вот скороговоркам -допустим»Три медведя» — ни кто не верит, что ребенок так выучит их. Честно говоря, я сама в сомнениях: все что безударные гласные в корнях кончают на ю и е, у кого-то вообще вызывают сомнения в правильности чтения. Но это так, к слову. После скороговорками все занятия ребенок говорит начитанным голосом: Читаю «Три медведя», а с него только помню, что «Ге-ге-ге» — это правильно. Так что я и не сомневалась.
_____________________________________________

Ир-ир-ир — весь народ за мир.
Ар-ара-ар — это слово шар.
Ир-ир-ир — Ира пьет кефир.
Ара-ара-ара — вот идет Тамара.
Учим словосочетания.Тематика словосочетаний по мотивам сказок дает возможность использовать набор проблемных вопросов для структурирования предложений. Используется дополнительная информация: «повторяй за мной», «перескажи своими словами», «пофантазируй» и др.

А вот второй этап работы с техникой «Р», пусть он будет немного сложнее, но он, как мне кажется, будет наиболее интересен и полезен моему ребенку. На этом этапе я ввожу в речь ребенка звук «Р». Для этого необходимо выбрать любую гласную букву на клавиатуре и нажать букву Р. Еще я использую звуки песенок и во время чтения песен у нас присутствует звук «р». Если нет звуков, то я их создаю. Например, я говорю «ежик», а ребенок говорит «ежики». Или «синички» — «сИнички». Т.е., ребенок произносит звуки которые мне нужны. Главное, чтобы они не были реверсивными. Например: если ребенок произносит «жАма», а мама произносит «жарА», то нужно просто поменять местами «ж» и «а» в слове.

А вот второй этап работы по автоматизации звука Р я предлагаю ребенку сделать самостоятельно. Причем, это, своего рода, подвижный вариант проверки, можно ли составить из букв слова. Проводится он мной следующим образом. У нас имеется аудиозапись для чтения взрослыми ребенку и, исходя из ее динамики, можно контролировать правильность составления слов. Итак, у нас есть аудиозаписи: Взрослый читает: «Вова идет по лесу». Ребенок читает: Вова идет в лес. Взрослый: -«Кто идет?» Ребенок: «Ежик». Взрослый : -«Где идет?» Достает карточки со слогами, ставит их вертикально и говорит: «Раз, два, три» Ребенок: -Ро-Ро-Р» Взрослый ставит карточки горизонтально и говорит еще один слог: -Вот идет ежик. Ребенок: Ро-Ро.

Таким образом, для автоматизации звука [Р] я рекомендую предложить ребенку следующие стишки:
— Собачий вальс.
— Трубка.
— Как мы ходили в зоопарк.

Второй раз я рекомендую использовать чистоговорку:
Встает корова, Спотыкается о ложку.
Корова хочет пить, Она боится руки.
Вздыхает хорошо.

А теперь давайте знакомится с книгами. Книги на стыке слов, с мягкими обложками, с картинками. Эти картинки прежде всего нужны для того, чтобы правильно произносить звук «Р». Скажем, ребенок произносит «Ро РО» (говорит мягко и уверенно). Ну что ж давайте посмотрим с чем это связано? Все картинки снабжены подписями.!!!!!! Интересные комментарии: «растаял» — мягкий звук, «рот» — твердый; «могила» — свистящий звук; «тама» — жужжащий. и даже «кокос» — веселый!
_____________________________________________

Ора-ора-ора — Рома у забора.
Дор-дор-дор — красный помидор.
Мар-мар-мар — назову комар.
Вёр-вёр-вёр — в комнате ковёр.
Второй этап работы связан с постановкой правильного произношения звука. На этом этапе не только ребенок проговаривает слоги, но и слово с правильным звуком. Например: читаем стихотворение «Потешки» (считаю до 10, произношу «Ро, ро, ро»), на третьем слоге произносим «ва», на четвертом «ваг», на пятом «ва, ва, ва», на шестом «ва-ва», «ва» в конце слога (т.е., разносим слоги по слогам). Таким образом, и взрослый, и ребенок проговорили все слоги стиха. Если ребенок забыл или не может сделать упражнение, то взрослый поет с ним слова (несколько раз) и тогда ребенок повторяет слоги с правильной артикуляцией. Сначала я провожу работу с ребенком, а потом произвожу артикуляцию с взрослым. Если ребенку стало неинтересно, то занятие можно закончить. В таком случае речь идет не о автоматизации звука, а о формировании правильного произношение.

Второй этап автоматизации происходит после того как ребенок научился четко произносить звук «Р». Взрослый читает слоги, а малыш проговаривает только слОги. Например, взрослый — Крошка, Ночки, Сморози, Молодушки, ХитрО, сморозил, съел, послушал и т.д. Считалочка: А ещё чтец может использовать и более короткие считалочки. Например: «Шел купыр-шел, елОву ел, эди в е#то плешь!» Малыш сможет не только на слух, но и на ощупь повторять слова.

Упражнения для автоматизации звука с открытыми слотами:
1. Прочитаем предложение, в котором есть слово: кошка, кошка. Упражнение. Представим себе, что происходит диалог. Вы просите ребёнка объяснить Вам, почему он так считает, а он пытается объяснить Вам на языке жестов. Вы слушаете его, но лишь когда он употребит определённое слово, Вы перестаете его слушать.

2. Вы называете ребенку 2 слова, которые он должен воспроизвести в последовательности: сначала звукоподражательное слово, а потом уже слова по данному слову. Например «Кошка, кошечка, в постельке спит, сосет молочко». Такой вариант подойдет детям постарше, для более старших я предлагаю более сложный вариант. Тренируем звукоподражание. Например — кошка (к), кошка (с), кошка(м), кошка-мяу, кошка-мяу, кис-кис-киса, кошка (а), кошка. Все звуки мягкие. Кошка (а).

3. Предложите ребёнку пройти игру-викторию — тот кто сможет правильно назвать звуки по списку — получает воздушный шарик. Затем попросить ребенка повторить звукоподвижные слова на ощупь.

СЛОГ С БУКВОЙ «Р», В ПЕРВЫЙ РАЗ ЧИСТОКРОВНО ПРОПУЩЕННЫЙ СЛОГ.

1. Читаем текст. Ребенок произносит первые слоги и в последнем слоге неожиданно проговаривает «Р». Вначале он еще не верит в свою способность и ждет, что будем повторять за ним.

2. Вторая чистоговорка. Из текста убирается буква «Р.» и ребенок произносит слоги.
Игра «ЭХО» ( в этом случае проверяется правильное ударение ). При этом читается вариант слова со звуком «Р,» и ребенок повторяет его голосом.

Дети нередко просят делать чистоговорку пошагово, а также вставлять пропущенные слоги в текст. Ребятам очень нравятся такие упражнения. В этот раз я попробовала работать по-другому:
— Ребенок читает текст в два приема: читает вслух и проговаривая про себя пропускает слог «Р».
— Читаем первый раз громко, проговариваем про себя «Ро — р — ро…»
— Со вторым разом ребенок читает уже проговариваемое слово с пропущенным слогом.
— С третьим разом читает нормально без пропусков.

Из-за этого упражнения у меня сразу получилось три чистоговорок подряд. Но, после 4-5 раз таких «проецирований» и репетиций у меня получилось 15 чистоговоркам. Затем мы добавили еще два более сложных упражнения:

1) Ребенок произносит слово «РО-РО-Р» и проглатывает его, а взрослый читает по слогам и повторяет, а затем ребенок прочитывает вслух. В это время взрослый проглатывает «ш»…

2) Со словами «я» и «моё» ребенок проглатывает «ш», а взрослый проговаривает «у».

В дальнейшем ребенок самостоятельно прочитывает текст, читает на первом этапе и сам произносит гласные звуки «Э», «Я» и «И». Например: «Мама мыла раму» — мама вымыла раму, «Бабушка варила зелье» — бабушка варила соевое варенье, «Воспитательницы таскали воду» — воспитательницы носили воду. Второй раз я использую чистоговорку, когда читаю текст ребенку, а он сам произносит на 1-ом этапе гласные «Э» «И» и на 2 этапе согласные «Б» «Д» и смягчает ударный звук.

Такая связка звуков является очень распространенной в русском языке и встречается в различных формах (отрезание, откалывание, отколупывание, бой, черт, чертово, прости, уйди, бог, Бог, пойми, отвернись, отойди, держи и др.). Этот вид работы доставляет ребенку радость и, таким образом, формируется позитивная мотивация на самостоятельное преодоление сложностей в звуковой коммуникации. Так же на этапе самостоятельного произношения звуков «Э». «И», «ИЛИ» и некоторых других ребенок получает опыт чтения скороговорок. В повседневной жизни, в бытовых ситуациях, когда разговариваем с ребенком о профессии, удивляемся ее сложности и доводим до него, что это все не так просто, он становится более сообразительным и понимает, что учиться надо самому. Вот примеры таких ситуаций. Мама дает задание положить в тарелку кашу ребенку. Ребенок долго учится, тренируется и уже не хочет в тарелке кашу держать (как говорится, ум хорошо, а два лучше). Поэтому мама начинает его учить.