Популярные
Все
Экспертные
Войти
чистоговорок для развития речи для детей
Актуально • Май 2022 года
0 проголосовавших

ТОП 20 чистоговорок для развития речи для детей

Другое

Возможно, не все знают, что такое чистоговорка. Мы напоминаем, что это маленькое рифмованное словосочетание или же предложение, где периодически воспроизводится какое-то определенное сочетание букв. Это отличный способ для поднятия уровня речи ребенка, как и скороговорки. Мы предоставляем топ чистоговорок для детей в целях их развития речи.

Рейтинг
Предложить свой вариант
Буква «В»
1
График популярности
0
Буква «В»

Ва-ва-ва – есть в лесу трава.
Ва-ва-ва – на деревьях листва.
Ве-ве-ве – я сижу в траве.
Ве-ве-ве – венок на голове.
Ву-ву-ву – я вижу сову.
Вы-вы-вы – не боюсь совы.
Ва-ва-ва – улетай сова!
Ви-ви-ви – деток позови.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Г»
2
График популярности
0
Буква «Г»

Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.
Га-га-га – у быка рога.
Ги-ги-ги – ты быстрей беги.
Ги-ги-ги – ноги береги.
Ги-ги-ги — печет мама пироги.
Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
Га-га-га – дай мне мама пирога.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Д»
3
График популярности
0
Буква «Д»

Да-да-да – в колодце вода.
Де-де-де – ведра мои где?
Ду-ду-ду – ведра я найду.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
До-до-до – над колодцем гнездо.
Де-де-де – птенцы в гнезде.
Ди-ди-ди – птенцов не буди.
Ди-ди-ди — тихо иди.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Ж»
4
График популярности
0
Буква «Ж»

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!
Жо-жо-жо – стало осенью свежо.
Жу-жу-жу – может холодно ежу?
Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу.
Же-же-же – хочет ежик есть уже.
Жу-жу-жу – молока налью ежу.
Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.
Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.
Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи!

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «З»
5
График популярности
0
Буква «З»

За-за-за – убежала в лес коза.
За-за-за – надвигается гроза.
Зу-зу-зу – мы идем искать козу.
Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.
Зы-зы-зы – не видать козы!
Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.
За-за-за – всюду волчьи глаза.
Зу-зу-зу – у реки нашли козу.
Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «К»
6
График популярности
0
Буква «К»

Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука.
Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.
Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!
Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.
Ка-ка-ка – обсушили мы жука.
Ки-ки-ки – жук расправил крылышки.
Ко-ко-ко – улетел жук далеко.
Ак-ак-ак – не догнать жука никак.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Л»
7
График популярности
0
Буква «Л»

Ла-ла-ла – наша Маша весела.
Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.
Ла-ла-ла – Маша папе помогла.
Лу-лу-лу – Маша принесла пилу.
Ул-ул-ул – папа чинит стул.
Лу-лу-лу – папа насорил в углу.
Ли-ли-ли – комната в пыли.
Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.
Ла-ла-ла – Маша пылесосила.
Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.
Ло-ло-ло – стало в комнате светло.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «М»
8
График популярности
0
Буква «М»

Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме.
Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.
Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо.
Му-му-му – странно, почему?!
Мы-мы-мы – долго ждали мы зимы.
Ма-ма-ма – вот пришла зима.
Ми-ми-ми – санки, брат, свои возьми.
Му-му-му – на каток тебя возьму.
Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Н»
9
График популярности
0
Буква «Н»

На-на-на – видел я во сне слона.
Но-но-но – сон похож мой на кино.
Ни-ни-ни – в цирке яркие огни.
Ни-ни-ни – были в цирке мы одни.
Не-не-не – я катался на слоне.
Ну-ну-ну – уши я чесал слону.
Он-он-он – жаль, закончился мой сон.
Ня-ня-ня – папа разбудил меня.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «П»
10
График популярности
0
Буква «П»

Уп-уп-уп – мы варить собрались суп.
Па-па-па – нам нужна крупа.
Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе.
Пи-пи-пи – Антон, крупы купи!
Пы-пы-пы – в доме нет крупы.
По-по-по – есть крупа в «Сельпо».
Уп-уп-уп – будет вкусный суп.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Р»
11
График популярности
0
Буква «Р»

Ре-ре-ре – лето на дворе.
Ра-ра-ра – на улице жара.
Ре-ре-ре – встану на заре.
Ру-ру-ру – созову детвору.
Ор-ор-ор – заведу разговор.
Ир-ир-ир – кто будет командир?
Ру-ру-ру – мы придумали игру.
Ры-ры-ры – для игры нужны шары.
Ры-ры-ры – мы идем искать шары.
Ры-ры-ры – пить хотим от жары.
Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.
Ро-ро-ро – для воды возьми ведро.
Рю-рю-рю – ведро детям подарю.
Ра-ра-ра – будем пить из ведра.
Ры-ры-ры – Катя принесла шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «С»
12
График популярности
0
Буква «С»

Су-су-су – были с папой мы в лесу.
Су-су-су – в лесу видели лису.
Са-са-са – испугалась нас лиса.
Се-се-се – рыбу дали мы лисе.
Сы-сы-сы – еще дали колбасы.
Са-са-са – но не стала есть лиса.
Со-со-со – спряталась за колесо.
Си-си-си – лиса, больше не проси!
Си-си-си – лучше ноги уноси.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Т»
13
График популярности
0
Буква «Т»

Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.
Та-та-та – будет в доме красота.
Ти-ти-ти – как приятно их нести.
Ат-ат-ат – бесподобный аромат!
Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.
Те-те-те – страшно мне на высоте.
Та-та-та – вижу под мостом кота.
То-то-то – под котом лежит пальто.
От-от-от – спит в пальто бездомный кот.
Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.
От-от-от – пусть поест бездомный кот.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Ф»
14
График популярности
0
Буква «Ф»

Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа.
Аф-аф-аф – в городе жил старый граф.
Фе-фе-фе – граф спал только на софе.
Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.
Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу.
Фэ-фэ-фэ – во фраке граф ходил в кафе.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Х»
15
График популярности
0
Буква «Х»

Ох-ох-ох – во дворе переполох.
Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.
Ха-ха-ха – два подрались петуха.
Ху-ху-ху – двор в пуху.
Хи-хи-хи – драться любят петухи.
Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.
Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.
Ах-ах-ах – я пишу о петухах.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Ц»
16
График популярности
0
Буква «Ц»

Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца.
Це-це-це – гуляла я на улице.
Цо-цо-цо – я запачкала лицо.
Ца-ца-ца – я у папы умница.
Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо.
Цу-цу-цу – чистой я приду к отцу.
Цо-цо-цо – съем на ужин я яйцо.
Цы-цы-цы – и доем все огурцы.
Цу-цу-цу – день приблизился к концу.
Ец-ец-ец – я сегодня молодец!

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Ч»
17
График популярности
0
Буква «Ч»

Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.
Чу-чу-чу – я построить душ хочу.
Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.
Ча-ча-ча – слишком много кирпича.
Очь-очь-очь – быстро наступила ночь.
Чу-чу-чу – я домой попасть хочу.
Чи-чи-чи – не найду никак ключи.
Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча.
Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи.
Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу.
Чо-чо-чо – от свечи мне горячо.
Че-че-че – фитиль яркий на свече.
Чи-чи-чи – я нашел в траве ключи.
Чом-чом-чом – я открою дверь ключом.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Ш»
18
График популярности
0
Буква «Ш»

Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.
Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.
Шу-шу-шу –я дрова в костер ношу.
Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.
Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.
Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.
Ша-ша-ша – заберем мы малыша.
Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.
Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.
Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.
Ши-ши-ши – любят песни малыши.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Щ»
19
График популярности
0
Буква «Щ»

Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.
Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.
Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.
Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.
Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.
Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.
Ща-ща-ща – но за то принес леща.
Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.
Щу-щу-щу – полотенце поищу.
Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.
Ще-ще-ще – ходят под дождем в плаще.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Б»
20
График популярности
0
Буква «Б»

Ба-ба-ба — во дворе изба.
Ба-ба-ба — на крыше труба.
Бе-бе-бе — кот сидит на трубе.
Би-би-би — сидят под крышей голуби.
Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.
Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.
Бы-бы-бы — на пеньке грибы.
Бы-бы-бы — за двором дубы.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ваш вариант
120x120

Краткий рейтинг чистоговорок для развития речи для детей
  • Буква «В»
  • Буква «Г»
  • Буква «Д»
  • Буква «Ж»
  • Буква «З»
  • Буква «К»
  • Буква «Л»
  • Буква «М»
  • Буква «Н»
  • Буква «П»
  • Буква «Р»
  • Буква «С»
  • Буква «Т»
  • Буква «Ф»
  • Буква «Х»
  • Буква «Ц»
  • Буква «Ч»
  • Буква «Ш»
  • Буква «Щ»
  • Буква «Б»
Интересные рейтинги
Актуально • Июнь 2022 года
1
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое

Ба-ба-ба — во дворе изба.
Ба-ба-ба — на крыше труба.
Бе-бе-бе — кот сидит на трубе.
Би-би-би — сидят под крышей голуби.
Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.
Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.
Бы-бы-бы — на пеньке грибы.
Бы-бы-бы — за двором дубы.
Чистоту речи определяет наличие в речи ребёнка правильного ударения, поэтому чистоговорки целесообразно использовать при произнесении скороговорок. Для закрепления произношения правильного ударение в словах можно использовать специальные игровые карточки. В логопедии существуют рекомендации по составлению чистоговорок. Эти рекомендации являются ориентировочными и не заменяют индивидуальных требований логопеда к ребёнку. Основная мысль: чем чаще логопеды используют чистоговорку, тем лучше она усваивается детьми. Из-за использования чистотвечки малышу приходится много говорить вслух, в основном, для самого себя. Чистоговорки можно использовать как комплексы упражнений, которые должны составлять около 10-15 минут ежедневно для начала обучения ребёнка чистоговоркам. Когда у ребёнка будет получаться произносить чистоговорки только звуками без слов, можно постепенно увеличивать количество слов, повторяя их одновременно с чистоговорками.

А. В. Супрун рекомендует использовать такие упражнения:
— «Загадки про предметы», где ребёнок слушает загадку, а затем выполняет 4-5 движений указательными пальцами рук, имитируя движения пальцев руки и произнося звук, буква которого изображена. Можно составить из 3-4-5 слов предложения или делать аналогичные игровые упражнения в двузначных числах, добавляя в начало слов буквы «а», «у», «б».
— Ромашки, где ребёнок тоже слушает/произносит сложную фразу, затем выполняет 2-3 движения указательными и средними пальцами в соответствии с заданием.
— Улитка, где делается то же самое, что и в предыдущем упражнении, но под «живую» музыку (можно нажать на кнопку плеера, можно приложить звук телевизора к голове и т. д.).
— Ключи, где нужно открыть сосуд с водой, который находится в игре, а потом нужно открыть два противоположных сосуда, закрыв их ключом.

Мы предлагаем вашему вниманию магнитные чистоговорки Л. Боринской. Как логопеду, Вам будет интересна эта подборка, потому что алгоритмы развития речи и чистоговорка для развития логики и образного мышления ребенка, как раз этими темами и пересекаются.

В индивидуальном плане много внимания уделяется очистке речи. В логопедии существуют диагностические методы для определения характера речи дошкольника. На основе диагностики можно определить степень дисграфии, дисфункции, дислексии, диорфении, дистензии, дифдислекии и других нарушений. Для этого детям предлагаются дислографический метод, А.Р.Лурия, Э.Эриксон, упражнения на развитие фонематического слуха, ассоциации, лексические игры.

При обучении дошкольников от года до шести лет используется игровая методика, а именно система пальчиковых игр, которая в последнее время завоёвывает всё большую популярность в логопедах. Родители зачастую забывают, что дошкольное детство нуждается в играх, в процессе которых идет развитие и воспитание речи, способствующей овладению ребёнком общением. От того, как мы будем развивать речь ребёнка и насколько она будет развита, будет зависеть процесс усвоения. Поэтому чтение логопедом логопеду, сказка (отрывок), песенка для старших дошкольников, стрекотание (пальчиковые игры), являются эффективными занятиями.

Для организации активного речевого общения проводятся диалоги, беседы, экскурсии, экскурсии по книге, ребятам предлагается участие в дидактических играх, проводится игра «Мама, поговори со мной», «Давайте поиграем», «Звонкие звуки» и другие. К логопедам предъявляются строгие требования, которые в конечном итоге приводят к адаптации ребёнка в сфере межличностного общения и общения со взрослыми. Поэтому во время утреннего гигиенического ухода проводится обязательная зарядка по методике «Солнышко», активные игры «Душистое утро», «Садитесь все за стол», «Ладушки», «Чьи ножки», «Светлячки», «Солнечная птичка» и др.

Наиболее часто используются скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Вешали белье, мяли белье». Задачи, которые ставятся логопедом при заучивании чистоговорок-озвученных (произносимых в быстром темпе) — закрепить произношение звуков. Помочь ребенку запомнить понятия твердый, мягкий, звонкий, глухой и парный по мягкости, осознать слоговую структуру слова. Содержание чистоговорки — в ней слова выговариваются в быстрому, но постепенному темпу. В чистоговорке учитывается смысл, слова проговариваются, произносится определенная тональность, ритм и тембр. При этом все сказанное в скороговорке является однокоренным, и слова произносимые в определенной последовательности.
_________________________________________

Ва-ва-ва – есть в лесу трава.
Ва-ва-ва – на деревьях листва.
Ве-ве-ве – я сижу в траве.
Ве-ве-ве – венок на голове.
Ву-ву-ву – я вижу сову.
Вы-вы-вы – не боюсь совы.
Ва-ва-ва – улетай сова!
Ви-ви-ви – деток позови.
Чистый, четкий звук, без задержки дыхания или затруднений произнесения, — важная составная часть чистоговорки. Чистоговорки не только активизируют речевую деятельность, но и положительно влияют на работу речевого аппарата, на усвоение языковых конструкций, способствуют совершенствованию психофизиологических механизмов произвольного внимания, умения концентрировать и удерживать внимание, особенно это важно для младших школьников и дошкольников.

Заинтересованность детей в работе с чистоговорками и их взаимодействие с воспитателем поднимает статус логопеда и способствует повышению профессионального мастерства, дает возможность раскрыть творческие возможности воспитанников, способствует их саморазвитию и проявлению интереса к родным традициям.

Дети с интересом и пользой для себя и для окружающих работают с чистопробкой, дидактическим материалом, бывают огорчены, что не всегда удается добиться быстрого выполнения заданий в силу особенностей восприятия детьми чистоговорок. Поэтому мы учли мнение детей старшего дошкольного возраста и провели контрольную работу — «Чистополчение» по аппликациям с использованием чистоговорок слов и изображений. Предметом нашего контроля стали впечатления детей в ходе выполнения заданий.

Мнение детей о чистоте.
Дети принимают участие во всех игровых, дидактических и трудовых работах. Идентифицировали предметы, помогающие чистоте. В игрушки, которые в данном случае не несут ребенку прикладного значения, а помогают только ради облегчения труда, дети не играют.

Дети представили куклу (С.Маршака), которую они видят ежедневно, используют как зеркало в уборке. У куклы часто морщится нос, когда она поднимается и опускается по лестнице, не открывается и не закрываются глаза. Дети опасались, что кукла оживет и будет их обижать, когда они умоют ее. Когда кукла умыта, то становиться гораздо приятнее держать ее в руках, — «мыло» приятно скользит по рукам. Кукла оказалась на этот раз очень хорошей помощницей, ведь мыло она смыла, а в результате была сделана хорошая уборка, в которой приняли активное участие дети.

Для закрепления произношения звуков после шипящих и Ц разработаны карточки с рисунком и с чистоговорками. В набор входят 4 карточки, содержащие по две коротких и одной длинной чистоговорке. На карточках пишется чистоговорка и картинки с образом ребенка.

Все буквы в чистоговорках могут считаться носителями языка в соответствии с фонематическим слухом и усвоением произносимого слова. Таким образом, развивая стремление ребенка к звуковому анализу, учимся составлять звуки из букв, обучая ребенка фонематическому развитию речи. Чистовычитанье используется для развития всех видов речевой деятельности: восприятия, произношения, звукового анализа, фонематического слуха и т. д.

Для правильного звучания речи необходимо иметь хорошую дикцию, при которой четко артикулируется каждый звук. Для этого необходимы: четкая артикуляция, хорошая дикция, правильный подбор звуко-буквенного состава слова, работа над упражнением дыхания и голоса. Для формирования правильной артикуляции можно использовать лечебно-профилактические упражнения, указав их пациенту.

По окончании игровой части занятия детям рекомендуется небольшой отдых или даже перерыв для того, чтобы дать возможность с удовольствием выполнить пальчиковую гимнастику. Проговаривание надо сочетать с движением, желательно совместное движение родителей и детей. В играх-забавах рекомендуется чередовать называние всех предметов на букву и, которая на нее начинается.

Движение, как правило, способствует запоминанию того, что нужно было назвать, игра стимулирует познавательный интерес к буквам и звукам. Ребенок играет и учится, играя. Начинать следует с очень простых игр. Например, в самом начале нужно назвать все предметы по порядку. Затем надо придумать игру, назвать по предложению, на какую букву идет сказочное животное. И т.д. По ходу игры имя каждой вещи ребенок называет по очереди. Затем можно предложить ребенку придумать рифму к слову или придумать сказочный способ действия для названия любой вещи. Ребенку также может быть предложена словесная игра, в которой действия будут выполняться с помощью скороговорок.

К примеру, читается скороговорка:
«Нанизываю я бусы на нитку, Нанизываем на нить яички». Далее дается задание: нанизать пуговицы на нитке, и т,д.

Развитие внимания.
Для развития внимания, концентрации у детей с нарушениями звукопроизношения применяются упражнения (с мячом, с ушками, с веерами, в хороводе, с цукатами, с шишками и др.).
______________________________________

Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.
Га-га-га – у быка рога.
Ги-ги-ги – ты быстрей беги.
Ги-ги-ги – ноги береги.
Ги-ги-ги — печет мама пироги.
Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
Га-га-га – дай мне мама пирога.
Профилактика, а особенно подготовка к школе- очень непростая задача, поэтому логопеды стремятся, чтобы чтение, письмо и чтение книг стало неотъемлемой частью жизни ребёнка, а сам ребёнок стал бы грамотным, развитым и общительным.

ЧИСТАЯ РЕЧЬ И ПОЧЕМУ ОНА ВАЖНА.
Конечно, это так. Я всегда говорю, что чем раньше и чем серьёзнее я начинаю заниматься с детьми, тем лучше результат. Трудно ругать родителей и учителей, когда ребёнок не говорит. Только логопеды смогли нам с вами помочь за два года приобрести РЕЧЕВОЙ ВЗЛЁТ. Разумеется, если вы начнете заниматься логопедией в три года, то никаких результатов не будет, мы ограничимся постановкой звуков, но в дальнейшем речевой аппарат человека, будет только укрепляться, никак не проявляя себя. Но допустим, мы начнём заниматься в четыре года. В этом случае речевые навыки будут формироваться и усиливаться, и в дальнейшем будут воспроизводить материал, который был заложен родителями с рождения, и закреплять то, что было уже приобретено за долгие годы жизни ребёнка.

— Что такое логопериод? Большинство студентов-логопедов не знает этого термина, хоть он и относится к деятельности логопеда, а не школьного учителя по русскому языку. Само понятие происходит от греческих слов «логос» слово и «периа», что означает время. Логопериоды по сложности работы с детьми делят на четыре группы:

«Когда ещё ничего не надо делать» (я-я, м, н, ц, ш, ць). Это самая простая группа. В эту группу можно отнести детей с дислексией, тиреопатией и другими нарушениями, у которых нет зачатков фонематического слуха. Логопедами-дефектологами успешно применяется методика работы по развитию речи, где ведущим моментом является повторение. В работе по развитию просодической стороны речи применяется ротация звуков, разделение на слоги и чтение. Чтение направлено на развитие движения руки.

Если малыш не понимает значения слов, то для него это особый повод для радости, когда он слышит, как кто-то из взрослых говорит: «А вам — загадка. Расскажите, кто на свете самый-самый.»
Это так важно — уметь пользоваться правилами, образованными на основе языковых правил, правил родного языка. Такие игры позволяют ребятам не только развивать интерес к родной речи, но и расширяют их словарный запас, помогают формированию более четкого грамматического строя речи, расширению и обогащению словаря, развитию речи.

Как обучать ребенка чистоговоркам? Воспитатель формирует правильную речь. Чистоговорки легко превратить в игру. Воспитатели предлагают детям придумать, как помочь коту. Чистотвор — это игра, в которую с удовольствием играют дети. Для занятий используются разные наборы. Конструируются такие модели: речевое дерево, речевая корзина, речевой куб, речевые домики.

Источниками материала для игр могут служить книги, мультфильмы, пособия по развитию речи, озвучивание сказок (особенно весенне-летних). Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

1. Основными задачами педагогической работы с речевым недоразвитие старших дошкольников являются: Подготовка ребенка к школьному обучению. Включение дошкольников в образовательный процесс через выполнение учебных заданий, создание условий для развития речевых умений и навыков.
Включение детей в образовательную деятельность через формирование и развитие коммуникативных умений и коммуникативных навыков. Подчеркивается что: Дети владеют языком достаточно хорошо, но не могут использовать его в общении со взрослыми и сверстниками; не могут справляться с целым рядом видов коммуникативной деятельности. Обучаются и приобретают коммуникативные умения и навыки. Используют речь в различных видах деятельности. Используют речь как средство общения. Осваивают особенности чтения, произносительной стороны речи, грамотной письменной речи, связной речи. Участвуют в диалоге, выполняют задания педагога, читают и читают по его заданию. Дети могут общаться со сверстниками, принимать посильное участие в развлечениях, праздниках, посещать учреждения дополнительного образования.

2. При подготовке детей к школе, учитывая их речевого развития необходимо использовать:
все образовательные области;
развивать речь путем:
развития речевой активности;
развития фонематического восприятия;
развитие звуковой стороны речи;
пополнения активного словарного запаса;
воспитания внимания, грамматических навыков. Использовать различные виды детской деятельности:
игры-драматизации;
_______________________________________

Да-да-да – в колодце вода.
Де-де-де – ведра мои где?
Ду-ду-ду – ведра я найду.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
До-до-до – над колодцем гнездо.
Де-де-де – птенцы в гнезде.
Ди-ди-ди – птенцов не буди.
Ди-ди-ди — тихо иди.
Каждая чистоговорка должна запоминаться отдельно, в противном случае быстро наступает утомление. Стихи помогают научиться говорить без усилия со стороны ребенка. Восприятие стиха на слух облегчается, если на фоне его «вслушивания», «вгрызания» в смысл слов в детский организм поступает сильный эмоциональный заряд, выражающийся в утверждении правильности произношения. Поэтому так важно включать в занятие стихи, близкие по смыслу к тому, что ребенка беспокоит.

Часть чистоговорки произносится громко, с ударением на каждом слоге, с целью опоры на сильные звуки. Другие чистоговорку произносят тихо, с акцентированием каждого звука, произнося при этом каждый слог отдельно.

Во время прослушивания чистоговорок, ребенок не должен останавливаться, иначе она станет для него трудной и неинтересной, и усвоение звуков будет вестись с трудом. При произнесении чистоговорного текста, необходимо учитывать, что для того, чтобы ребенок смог сознательно произнести звуки, они должны быть правильно соединены с другими. Например, фраза «ли» произносится слитно, фраза «кот» — раздельно, «к» — слитно.

Интересно также учить малыша произносить чистые гласные звуки — к и о. Можно даже попробовать научить его не только свистеть, но и произносить их в разных позициях. Игра в чистоговорках способствует переключению внимания ребенка с одного вида деятельности на другой, совершенствованию произношения звуков и их слогов. Привлекать детей к чтению чистоговорки следует как можно раньше, как средство стимуляции речевого развития. Ритмическое чтение чистоговорок способствует развитию мелодии и темпа речи.

Занимались мы чистоговорками в детском саду, в школе во втором классе, после что-то не вспомню. Логопедическое произношение — это очень важно, это не только дикция, это прежде всего правильное, чёткое произношение звуков. Успешность воспитания детей в большой степени зависит от состояния их фонематического слуха. Говорение, как один из основных видов речевой деятельности, обеспечивает нормальный слух детей. Его формирование начинается в раннем возрасте.

В речи детей часто употребляются слова, образованные разными способами — с помощью суффиксов, окончания, соединительных гласных, суфемы. Приобщая детей к культуре чтения, родители часто читают им стихи, рассказы, сказки, сами читают книги, стимулируют их к читательской деятельности. Во время подготовки к занятию логопедом родителям следует тщательно продумать, что именно читать в данный момент и выбрать наиболее интересные для детей стихи, короткие стихотворения, рассказы.

Занятия с детьми проводятся с использованием красочных, интересных, разнообразных пособий: пластмассовых или деревянных кубиков, пирамидок, колец, карточек, вкладышей, картинок, пазлов, банок, пробок, развивающих игрушек, настольных игр, обучающих игр, пазлов, лабиринтов. Кроме того, что пособия значительно разнообразят игру и развивают практическое мышление детей, они весьма эффективны при чтении логопеда на занятии, так как помогают воспитателю и детям достаточно быстро сконцентрировать внимание.
Всему этому Вы научите детей в ходе занятия. При проведении игры научите их составлять колоды из карточек (в конце занятия), что поможет развивать речь, мелкую моторику.

Рекомендации:
В процессе занятия все три основных направления работы должны быть организованы. Идеи, содержащиеся в упражнениях, должны сопровождаться не только материалом для работы, но и временем для организации работы. Цель занятия будет достигнута только в том случае, если для ее достижения достигнут успех и в процессе занятия, и в течение всей последующей работы. Результаты важны не только для самого ребенка, но также и для окружающих. Однако ребенку важно ощущать себя хорошим и благополучным, и успешным в своих занятиях.

Всякая работа должна быть достаточно по времени, чтобы ребенок и педагог могли проработать ее до конца. Данное занятие можно проводить в течение 5-7 минут. Во всех упражнениях темп работы должен быть минимальным (не более 1 минуты на упражнение) и по возможности одинаковым.
_________________________________________

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!
Жо-жо-жо – стало осенью свежо.
Жу-жу-жу – может холодно ежу?
Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу.
Же-же-же – хочет ежик есть уже.
Жу-жу-жу – молока налью ежу.
Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.
Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.
Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи!
Сочинение предложенных чистоговорок не является обязательным, но приветствуется. Но перед этим необходимо чётко определить имя автора данной чистоговорки, то бишь автора, придумавшего рифму. Затем учитель должен указать имена ребят, для которых данная чистоговорка была сочинена, и самого автора, который сказал впервые эту чистоговорку.

Благодаря использованию чистоговорки логопедом, её можно применять не только при постановке звуков, но и для развития зрительного и слухового внимания, координации движений и мелкой моторики. Комплекс упражнений, который предлагает логопедическая практика, разрабатывает, как правило, педагог дополнительного образования в семье. Но логопеду важно знать, что с помощью чистоговорок можно устранять и нарушения звукопроизношения, и оказывать коррекционную помощь в рамках логопедии.

Лечебные свойства чистоговорки:
— подготавливают органы артикуляционного аппарата к речевому общению;
благодаря этому улучшается произношение;
— мобилизуют резервы нервной системы и всего организма; .

При звонком колокольчике «ребенок» называет согласный звук или интонацию, а взрослый называет тот же звук или эту же интонацию в разном порядке. Ребенок проговаривает несколько раз звук по очереди. Затем взрослый называет звуковое обозначение данного звука с определенным ударением.
Чтобы маленькие слушатели не отвлекались в это время на другие звуки, ударения, взрослый напоминает о порядке.

Самый сложный этап – изучение стихов.
По мнению специалистов, главным элементом образования является словесно-логическое мышление. Оно становится базой для овладения навыками чтения, письма, счета, анализа и синтеза, анализа действий и формирования предметных действий, навыков решения проблем. __ Дети, которым в дошкольном возрасте не усвоить правила грамматического строя языка, испытывают трудности в чтении, в построении предложений, в устной речи. Изучение окружающего мира через стихи развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, внимание, память, познавательный интерес, формирует способность к обобщению, расширению и конкретизации знаний об окружающем мире и себя в нем.

Перчатки в моей семье в почете и не столько из соображений безопасности от падений.Дело в том, что малыши обожают все хватать в ручонки, особенно, если эти ручки уже обвились вокруг шеи. Мама вынуждена постоянно защищаться и буквально в пупок задыхается от ликующих воплей. Главное не в том. что кто-то из них опрокинет вазу с цветами на ковер, или домотканный половичок, или стол со стульями. А в том, как сильно и восторженно они сияют :»Я толкнул вазу, я разбил стол!»
_________________________________________

За-за-за – убежала в лес коза.
За-за-за – надвигается гроза.
Зу-зу-зу – мы идем искать козу.
Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.
Зы-зы-зы – не видать козы!
Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.
За-за-за – всюду волчьи глаза.
Зу-зу-зу – у реки нашли козу.
Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!
У детей, страдающих дефицитом речи, чистоговорки могут выполнять функцию музыкального сопровождения. В логопедии есть много способов развития речи (речевой артикуляцией, «речевым массажем», слоговой работой и другими). В пособии предлагается методический алгоритм, который поможет обогатить словарь малыша, развить образное мышление, пополнять запас знаний ребенка по русскому языку, активизирует работу его мыслительной, речевой и слуховой сфер, а также положительно скажется на его эмоциональном состоянии, ведь чистоговорка — это психологическая разгрузка.

Для успешного усвоения числового материала и правил его употребления необходима информация о количестве предметов, его значении, употребляемых количественных числительных. Это учебники для 3-го класса, где приводятся примеры распространенных количественных числительных: «девятый, сто», «пятнадцатая» и «тридцатитысячный».

Учебники, представленные в данном издании, адаптированы для детей 3-х классов и помогают организовать познавательную деятельность младших школьников на материале изучения чисел и приобретение умений и навыков умственного счета, что имеет огромное значение для успешного овладения материалом средней школы.

Академик В.Л. Дурова писала о чистоговорках: «Наша речь формируется из звуков, их сочетания, благодаря фразовой интонации. Чистоговорки, они же скороговорки это средство ускоренного развития устной речи. А их использование помогает:

1. ускорить темп и качество речи.
2. активизировать память.
3. удовлетворить потребность детей в разнообразии слов для активной речи.