Популярные
Все
Экспертные
Войти
чистоговорок для малышей
Актуально • Май 2022 года
0 проголосовавших

ТОП 20 чистоговорок для малышей

Другое

Существует множество всяческих, непохожих друг на друга чистоговорок для детей. Их используют, как и для дополнительного развития речи и дикции, так и для устранения речевых дефектов у малышей. Бывают определенные чистоговорки, которые направлены только на определенные звуки, а есть обыкновенные. Мы составили перечень чистоговорок для малышей.

Рейтинг
Предложить свой вариант
Буква «Б»
1
0
Буква «Б»

Ба-ба-ба — во дворе изба.
Ба-ба-ба — на крыше труба.
Бе-бе-бе — кот сидит на трубе.
Би-би-би — сидят под крышей голуби.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «В»
2
0
Буква «В»

Ва-ва-ва – есть в лесу трава.
Ва-ва-ва – на деревьях листва.
Ве-ве-ве – я сижу в траве.
Ве-ве-ве – венок на голове.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Г»
3
0
Буква «Г»

Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.
Га-га-га – у быка рога.
Ги-ги-ги – ты быстрей беги.
Ги-ги-ги – ноги береги.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Д»
4
0
Буква «Д»

Да-да-да – в колодце вода.
Де-де-де – ведра мои где?
Ду-ду-ду – ведра я найду.
Ду-ду-ду – за водой пойду.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Ж»
5
0
Буква «Ж»

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!
Жо-жо-жо – стало осенью свежо.
Жу-жу-жу – может холодно ежу?

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «З»
6
0
Буква «З»

За-за-за – убежала в лес коза.
Зу-зу-зу – мы идем искать козу.
Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.
Зу-зу-зу – у реки нашли козу.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «К»
7
0
Буква «К»

Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука.
Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.
Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!
Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Л»
8
0
Буква «Л»

Ла-ла-ла – наша Маша весела.
Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.
Ла-ла-ла – Маша папе помогла.
Лу-лу-лу – Маша принесла пилу.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «М»
9
0
Буква «М»

Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме.
Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.
Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо.
Му-му-му – странно, почему?!

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Н»
10
0
Буква «Н»

На-на-на – видел я во сне слона.
Но-но-но – сон похож мой на кино.
Ни-ни-ни – в цирке яркие огни.
Ни-ни-ни – были в цирке мы одни.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «П»
11
0
Буква «П»

Уп-уп-уп – мы варить собрались суп.
Па-па-па – нам нужна крупа.
Пи-пи-пи – Антон, крупы купи!
Уп-уп-уп – будет вкусный суп.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Р»
12
0
Буква «Р»

Ре-ре-ре – лето на дворе.
Ра-ра-ра – на улице жара.
Ру-ру-ру – мы придумали игру.
Ры-ры-ры – для игры нужны шары.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «С»
13
0
Буква «С»

Су-су-су – были с папой мы в лесу.
Су-су-су – в лесу видели лису.
Са-са-са – испугалась нас лиса.
Се-се-се – рыбу дали мы лисе.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Т»
14
0
Буква «Т»

Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.
Та-та-та – будет в доме красота.
Ти-ти-ти – как приятно их нести.
Ат-ат-ат – бесподобный аромат!

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Ф»
15
0
Буква «Ф»

Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа.
Аф-аф-аф – в городе жил старый граф.
Фе-фе-фе – граф спал только на софе.
Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Х»
16
0
Буква «Х»

Ох-ох-ох – во дворе переполох.
Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.
Ха-ха-ха – два подрались петуха.
Ах-ах-ах – я пишу о петухах.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Ц»
17
0
Буква «Ц»

Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца.
Цо-цо-цо – я запачкала лицо.
Ца-ца-ца – я у папы умница.
Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Ч»
18
0
Буква «Ч»

Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.
Чу-чу-чу – я построить душ хочу.
Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.
Ча-ча-ча – слишком много кирпича.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Ш»
19
0
Буква «Ш»

Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.
Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.
Ши-ши-ши – любят песни малыши.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Буква «Щ»
20
0
Буква «Щ»

Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.
Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.
Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.

Оставить отзыв
Ваш отзыв
Ваша оценка

Ваш вариант
120x120

Краткий рейтинг чистоговорок для малышей
  • Буква «Б»
  • Буква «В»
  • Буква «Г»
  • Буква «Д»
  • Буква «Ж»
  • Буква «З»
  • Буква «К»
  • Буква «Л»
  • Буква «М»
  • Буква «Н»
  • Буква «П»
  • Буква «Р»
  • Буква «С»
  • Буква «Т»
  • Буква «Ф»
  • Буква «Х»
  • Буква «Ц»
  • Буква «Ч»
  • Буква «Ш»
  • Буква «Щ»
Интересные рейтинги
Актуально • Июнь 2022 года
1
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое
Актуально • Июнь 2022 года
0
Другое

Ба-ба-ба — во дворе изба.
Ба-ба-ба — на крыше труба.
Бе-бе-бе — кот сидит на трубе.
Би-би-би — сидят под крышей голуби.
Речевая зарядка может проводиться в форме игры, игры-соревнования, беседы. В ходе речевого упражнения используется разнообразная музыка, детские песни и т.д.

Обработка данных и интерпретация материала.
Учитель проводит инструктаж, определяет задачу логопеда, называет его имя, отчество, фамилию, представляет себе участников занятия. Педагог дает детям установку на естественность, демократичность, открытость. Учащимся выделяются необходимый лексический минимум, связанный с предстоящей работой, а также бланки карточек с гнездом «проблема» (проблема, требующая отучающего воздействия), бланки с гнездами «проблемы» (задачи, которые предстоит решить ребенку) и «цель» (цель, с которой ребенок будет работать, обучаться).

Классификация пословиц по различным признакам.
Все пословицы классифицируются по нескольким признакам. Прежде всего, по предмету и окружающему миру. Люди, идущие в лес за грибами, собирают пословицы о животных и растениях, пословицы, которые характеризуют их. Например, пословица «И зверь, и птица, и человек без пути-дороги не уйдут». «Заблудился, как в лесу» означает, что человеку не удалось найти правильную дорогу к месту назначения. «Попал в беду», «в когтях, как утка», «держи птицу в руке», «Волк и журавль в одной клетке», «Крылатый топор» составляют сложные пословицы.

Все эти пословицы используются для развития у учащихся навыков сравнения. Сосна уподобляется человеку. «Что с сосной сделается» — говорит пословица. Сравнение является неотъемлемым компонентом грамматических средств речи. В детском фольклоре существуют пословицы и поговорки, раскрывающие структуру понятий, способов действия, связанные с реализацией реальных поступков. Произнесите «гаг-г-гаг», «мра-мра», «черно-черно», «бьюсь-бьюсь», «му-му», «га-га-гу», «хрю-хрю» и другие «говорящие» логопункты.

Варианты выполнения задания:
— во время занятий с детьми логопедом с помощью пальчиковой гимнастики (для привлечения внимания, для активизации речи и тп.).
— при выполнении задания дома с близкими взрослыми.
— в обществе ребенка.
— перед занятием с ребенком логопеда.

Расти поскорей, перестань реветь!
В чем ошибка? К группе детей подходит взрослый. Он говорит: Ко мне в гости сегодня пришел брат. Зовут его Вася, и он не плачет. Но он мечтает о том, чтобы стать большим, чтобы к нему приезжали из других городов, из других стран, брали его с собой, играли с ним. А он, чтобы мог все это делать. Поэтому я его утешаю. И он не должен плакать.

На листе бумаги изобразите что-то, что могло бы вас порадовать. Очень важно, что вы что-нибудь изобразили. Ребенку (группе детей) покажите картинку, и расскажите о ней. Затем он должен ее нарисовать. Примечание. Данный пример применяется на занятиях по развитию связной речи и коррекции звукопроизношения.

Замок (Кольцо, Круг) детям объясняют:
Замок волшебный и очень красивый, но он сделан из бумаги. На самом деле он волшебный. И я хочу, чтобы вы его сделали. Но для этого надо склеить две половинки замка. А еще нам надо много-много (нужное количество бумаги) листов бумаги. И не одной половинки, а четырех, то ли шести. В качестве практического использования специалисты отдают предпочтение чистоговоркам в беседах на тему родного языка в классе.

Если говорить в школе о работе с логопедом, то, прежде всего, нужно определить проблему с которой он обратится к ребенку. В первую очередь для определения проблемы логопеда с ребенком родителям необходимо провести диагностику речи ребенка. После этого, вы можете обратиться за помощью к логопеду, или остаться с проблемой наедине. Вы можете задать свои вопросы логопеду, свои проблемы.

Ученики проводят диагностику друг друга. Некоторые родители, замечают особенности речи ребенка, которые делают речь более яркой и необычной. Психологи, утверждают, что нет лишней информации, каждый материал имеет свою ценность. Но при этом, не важно, какой материал используется в логопедах есть разный материал, при работе с ним, есть общие правила, которые стоит соблюдать.

На начальных этапах развития речи, существует проблема — дисграфия. Это когда ученик, не может писать свои буквы самостоятельно. Чтобы исправить такую проблему, необходима консультация детского невропатолога, с которым нужно согласовать, какой именно материал использовать в занятиях. Очень часто родители считают, что если ребенок не выговаривает букву «ш» — он картавит. Но это совсем не так, логопеды не делают акцент на неправильном звукопроизношении. Часто ребенок, произнося звук «ш», искажает его. В таком случае, если к логопедам обращаются родители, они всегда консультируют их, по другим проблемам. А вот о логопеде говорят, как о специалисте, который сделает все, чтобы ребенок стал грамотным.

Использование чистоговорки на занятиях по чистоговоркам важно для формирования структуры речи, совершенствования навыка звукообразования, для развития памяти, внимания, мышления, для активизации произношения.
_____________________________________

Ва-ва-ва – есть в лесу трава.
Ва-ва-ва – на деревьях листва.
Ве-ве-ве – я сижу в траве.
Ве-ве-ве – венок на голове.
Чистописание. Работа над чистописанием — это коррекционная деятельность, направленная на формирование системы правильного письма. Для этого педагог организует деятельность по развитию речи детей. Она может быть усложнена за счет дополнительной деятельности и упражнений. Формирование фонетического восприятия речи начинается с первой младшей группы. В первой младшей группе практикуется постановка звуков и слогов слоговых пар со специальными упражнениями на звукоподражание. Эти упражнения ориентированы на расширение звуковосприятия и на формирование слухового восприятия речи. Формирование у детей представления о звуковом потоке, в свою очередь, приводит к пониманию того, что звуки можно сгруппировать.

Последовательность работы над буквой состоит в том, что необходимо развивать письмо, а это всегда связано с чтением и речью. Каждый этап складывается из двух частей:
1. Пунктуация. Речь идет о том, чтобы определить качество сформированности у ребёнка умения произносить трудное для него слово, распознать, какое слово не полностью читается.
2. Фонематический слух. Это формирование у детей умения слышать звуки и различать их по тембру, высоте и громкости.
3. Орфоэпия (умение произносить слова правильно).

Для того, чтобы ребенок смог самостоятельно прочитать текст по слогам, необходимо активизировать процессы его памяти. Способствуют этому такие упражнения, как механическое запоминание слов, стихи, рассказы, сказки, которые в свою помощь использует логопункт для развития звуковой стороны речи. Звукоподражания. Это один из методов активизации не только графической стороны речи, но и слуховой. Это своеобразная репетиция речи в форме игры. Состоит она в том., что детей заставляют произносить слова разной громкости и тональности. Чем выше громкость, тем сложнее должно быть слово. Математические манипуляции. Вся работа проходит с учетом законов чтения, усвоенных ребенком ранее. Процесс изучения каждого знака осуществляется с использованием определенных графических схем и ассоциаций. Повторение. Наиболее важными процедурами в формировании навыка звукового анализа и синтеза являются повторение и систематизация.

Начинать чистоговорки с первого или второго слова предлагаю на этапе ознакомления с методом. Таким образом, чистоговорка от слова к слову становится «связующей нитью» для правильного восприятия слова.

Первое занятие состоит из двух частей. В первой части с логопедом и детьми проводится своеобразная лотерея, где разыгрываются два комплекта: чистоговорку с первым словом и чистоговоркой с последующим словом. В первом ряду дети выберут чистоговорки с первым слогам, во втором с последним слогом. Ребята делятся на две команды: первый ряд — «глухие», второй ряд «звонкие». Каждому ребенку выдается по 2 шапочки, в которые вдеть нитки разных цветов. Перед началом логопеда зачитывает однотонный вариант чистоговорок, а затем использует игры: «Раз-два, не зевай», «Выше-ниже, шажочек один», «Будь ловкач», «Замок», «Поймай-поймай», «Птички улетели» и др. Ребенку предлагается на время взять на себя роль птички. После этого детям предлагается ответить на вопросы: «Как ты думаешь, что эта птичка делает?», «Как называется эта птичья семья?». Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, то обращается к взрослому. В игре используются вопросы: а) Кто это летает? а) Это ласточка? б) Это дрозд? в) Это голубь? г) Это птаха? Подведение итогов, ответ на вопрос — «Что делает эта птички?» — зачитывается логопедом, ребенок отвечает: «Говорит». В ходе игры можно попросить детей назвать всех членов семьи.

Во второй части логопед предлагает детям «превратиться в птиц», используя в общении с детьми простые слова: «Кря, кря», «Попка, попка». Что же делает эта птица? «Клюет зерна». «Смотри, что у нее под носом!» — показывает, что на носу птицы надеты очки. Дети подходят к птице и спрашивают: «Можно, мы возьмем зернышки?»

При составлении чистоговорки необходимо учесть 3 момента:
1) выбрать наиболее короткий путь вхождения в чистоговорку и более удобное использование в лексическом (звуковом) плане.
2) установить лексические связи между звуками и словами, уточнить их словообразовательный (грамматический) состав, уточнить место образования слов в словосочетаниях и т.д. (например: «Мама мыла раму» – «МА», у «телеги» – И;
3) определить логическую связь между словами и звуками. Во всех словах и во всех звуках должна быть речевая игра, перестановки, смещение.

Известны различные виды чистоговорки: скороговорки, отрепетированные тексты, шпаргалки на уроках, авторские, игры и др. Стихи и загадки не менее эффективны как речевые средства в развитии речи. Они развивают память, внимание, мышление, дикцию, произношение. Для детской аудитории используют доступные стихотворные тексты, в которых сочетаются элементы загадок, сказок и вопросов, соответствующих возрасту и уровню развития ребёнка.
__________________________________________

Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.
Га-га-га – у быка рога.
Ги-ги-ги – ты быстрей беги.
Ги-ги-ги – ноги береги.
Чистоговорки помогают школьникам и студентам преодолеть звуковой барьер, повысить свой музыкальный слух, активизировать речевое дыхание, пополнить запас слов, образных выражений, тем, развить речь, слуховое внимание, поднять настроение, как себе, так и окружающим.

Многие школьники теряют чистоту произношения шипящих и свистящих звуков при неправильном их произнесении. Для правильной постановки согласных звуков необходимо учесть как можно большее количество факторов:
1) правильное произношение Л, Р, Рь, Л1, РЬ, Р.
2) правильное произнесение звука Т (произносится так же, как и Т в др.-русск. яз.), РЬ-РЬ, реже — РЬ. ьрЬ пишется перед звонкими согласными р, л, ль.

Знакомим учащихся с логопедом, у кого какие проблемы. Явление глухости и звонкости согласных. Вследствие разного характера вхождения звука в слоги, сдвига слога с произнесения согласных возникает разная глухость и звонкость этих согласных. При произнесении согласных правильно наблюдается мягкая глухость или звонкость согласных перед глухими перед гласными. Например, в слове воин слог произносится со звонкими зубами. Во время долгого разговора создается приятная, спокойная атмосфера. Между собой мы произносим шепеляво, громко, металлически и т.д. Неприятно, когда в разговоре между собой возникает напряженная, неестественная тишина. В случаях, когда недостаточно прослушать слоги целиком, но в конце можно услышать, как они четко звучат, то такую запись называют логопланшетом.

Игры на чистоговорки не только развивают речевые навыки детей, но и оказывают воздействие на все сферы психофизического развития детей, помогают находить и развивать ассоциативные связи, совершенствовать зрительное и слуховое восприятие. Так, используя игру «Речевой куб» и «Речевые кубики», можно формировать ассоциативные цепочки: «разноцветная машина» — «цветная машинка», «микрофон — музыкальный инструмент», «бабочки-цветы» — музыкальные инструменты. С помощью упражнения «Барабан» будут учить детей беречь и уважать природу, не мусорить на улице, да и просто придумывать свои слова. В беседах, играх и беседе с родителями можно вводить такие понятия как «чисто-грязно» и т.д., тренируя в речи мальчиков и девочек разные единицы речи.

«Настроение».
В игру «Настенька» можно играть с самыми маленькими детьми. Цель: «совместное выявление желания выполнять и демонстрировать правильное произношение звуков».
Играющий произносит: «Как весело! Как весело! В носике мороз». В это время старается как можно громче и отчетливее произнести те звуки, которые произносит ребенок. Если у ребенка получается громко произнести нужные звуки, то можно их повторить в середине фразы, а в конце игры «в носике». После того, как он произнес все звуки, можно произнести речь «Наедине с музыкой», в которой необходимо вспомнить: «как весело», «как ужасно», «не хочу больше», «это вообще не смешно». После такого «провала» в произношении необходимо попытаться снова говорить громко и четко (игра «Встань как следует»). Игра повторяется несколько раз, пока у ребенка не получится хорошо произносить все звуки. Со временем в игру можно играть на 1—2-м году жизни ребенка.

Подготовка к проведению логопеда: по теме.
1. Дети — литературные герои, их характеры, внешний вид, особенности речи.
2. Повторение и закрепление.
3. Соотнесение с русской и иностранной речью.
4. Сопоставление с общепринятой детской лексикой.
На занятии логопеды проводят грамматический разбор предложений: «Вчера еще не ел ничего» по предложениям.

Очень интересны словари правил русского языка. В них даны краткие, но ёмкие определения слов. Такие словари, как «Русский орфографический словарь» В. И. Даля, «Орфографический словарь русского языка» С. И.. Ожегова, «Русский фразеологический словарь» Р. Ивнева и другие, достойны уважения. В словаре могут быть даны толкования таких слов, как произведение, произведение искусства, опора, наклона, жертва, игра, произведение, линия, приведен пример путаницы слов: «Поэма, произведение» [понятие] [значение]. Слово, используемое в «Русском орфографическом словаре», иллюстрировано большим количеством графических схем. Значительно больше словарей содержит словарь Р.Ивнева «Русские фразеологизмы». В обоих словарях даются примеры однокоренных слов, значения которых легко пополняются. В «Словаре фразеологических выражений» даются расшифровки и толкования менее известных, но очень выразительных словосочетаний: «ходить на цыпочках» (по «ходу», здесь следует отметить, что «по ходу» в русском языке значит «направляясь» [направление] [путь], «ходил по ходу» значит «шмыгал». В «Русских фразеологизмах» же огромное количество примеров оборотов, которые можно образовывать с помощью этих выражений.

К любому процессу или занятию человек может прибегать по-разному: тихо, напряженно, радостно, с чувством, с толком, с расстановкой, размашисто, оживленно, воодушевленно, на ходу, взахлёб, вполголоса, дрожащими от волнения, судорожно, оживленным, нервно, в волнении, возбужденно, горюя, желая, начиная, раздумывая, обсуждая, недоуменно, активно, конструктивно, прагматично, прагматически, красиво, экономно, образно, импульсивно, выразительно, образцово, разумно, эффективно, счастливо, с энтузиазмом, азартно, в азарте, радостно и др.
________________________________

Да-да-да – в колодце вода.
Де-де-де – ведра мои где?
Ду-ду-ду – ведра я найду.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Чистые, «родные» звуки русский язык воспроизводит, слыша их через нос, а в речи отражаются те же звуки, но из других букв. Так, фраза «Реветь белугой» говорит о том, что в этом слове буква «р» произносится с закрытым ртом, когда мы произносим, например, «телевизор». «Речь» в данном слове произносится «ЯСЬ».

Использование чистоговорки имеет две цели:
1. Правильно использовать звуки родного языка.
2. Повторить звуки в речи, используя мягкость и твердость согласных звуков.
Большинство слов, стоящих в начале чистоговорков, построены на этих принципах, как и различные виды чистого творений, например «Три рубли неделя», «Молодец на все четыре стороны».

Например, «Вышел Ваня на крылечко, почесал себе шишку» — это еще одна чистоговорка. Слова «молчать» и «горевать» произошли от этих слов «молоть» и глагол «горе», следовательно, ошибки в чистоговорках можно объяснить по той же причине, по какой и разговорную речь. В конце чистоговорк ь может использоваться для того, чтобы произнести слова, сказанные в начале, а потом уже для повторения слов, заданных в середине, а также для повторного их произношения. После таких слов также используются и чистоговорки, например: «Лыковы в лесу живут. Будет дождь, на них упадет». (В данном случае слово «молчат» выступает в функции подлежащего и употребляется во множественном числе.) После чистоговорок выполняют упражнения для активизации мышц артикуляционного аппарата, например для выделения губ, языка, неба.

Чтение.
Чувствовать произношение трудно, когда читаешь несколько слов подряд. В случаях, когда в предложении, а возможно, и в тексте пропущено одно слово, нужно начать его поиск. К словам, которые трудно читать, относятся слова, где один звук или слог не может быть повторен несколько раз подряд. Приучайте ребёнка обогащать свой словарный запас, закрепляйте его представления о структуре слов, о правильном построении фраз. Материалы, представленные в логопарке, отличаются, как правило, простотой изготовления и доступностью. Ориентировочная продолжительность занятий 1520 минут. С детьми логопедом на одном занятии работают не более 5-6 человек.

А.Карпенко в «Современной логопедии» при разборе материала по чистоговоркам рекомендует: «Наблюдение за речью показывает, что в норме у детей появляется все больше и больше элементов речи, а чистота выговариваемых звуков приближается к идеальной. В то же время нельзя не отметить, что далеко не все у ребенка получается чисто и правильно. Здесь у родителей и педагогов возникают закономерные и обоснованные упреки, поскольку за чистотой речи многие дети не в состоянии следить в должной мере. Чистота речи формируется не путем вдумчивого произнесения, но и при упражнении не вдруг обнаруживается, что у детей уже не все получается правильно.»

Поставьте перед ребенком картинки овощей (т.е. в разных геометрических формах), и помогите найти на каждой части картинки букву «р», таким образом, вы сможете предложить ребенку разные задания на речевую активность и на развитие речи. Мы, взрослые, предлагаем задания на букву «Р».

Коллективные игры по чистоговоркам позволяют разнообразить произносительную речь и воспитывают навыки устной речи. При проведении этих игр важно соблюдать определенные правила:
игры проводятся только после того как все отдыхают;
речь детей во время игры должна быть правильно выражена: четкая артикуляция, чистое произношение и отсутствие шипящих звуков в словах;
игровые задания должны соответствовать возрасту детей, уровню их речевой активности;

К чистоговоркам нужно относиться творчески, ведь большинство из них очень сложно для простого человека их произнести. И не только от того, что их не выговорить, но и потому что они очень смешные и оригинальные. Говорим на веселую тему! Я уже и рассказывала, и показывала свои проекты: и «Говорите на весёлую тему», и «Я с вами на одной волне», и тем самым меня вдохновила на создание большого проекта «Я разговариваю с вами, как с детьми!», сейчас работаю над заключительной частью. И вот пришла идея!

У входа в метро есть рекламные баннеры: «Американец приехал в Россию за самогоном», «Из Японии привезли часы», «Шутки повторяются». Сегодня, когда я еду в Москву, какой баннер не увидишь на остановке, он обязательно «скрасит» мою дорогу в метро. Процесс речевого совершенствования и автоматизации звуков тесно связан с овладением навыком артикуляции. Известно, что для приобретения навыка произношения звуков необходимо повторять звуки. Таким образом, упражнения по артикуляционной гимнастике способствуют развитию навыков речевых движений.

Перед началом занятия логопедом проводится диагностика артикуляторных способностей и определяется последовательность работы. Далее педагог предлагает детям проговаривать звуки, взятые из показанного образца. Если хорошо усвоить образец, то можно отработать такие артикуляторные движения, как: сведение губ, поворот языка в трубочку, сочленение губ и языка, перекрест губы и языка.

Возникает вопрос о том, в каком возрасте начинать работу с этой детской логопедией. Считается, что ребенок произносит звук, в течение 1 года 4-х месяцев, а затем начинает «думать» им. Однако, я думаю, что младшие дошкольники ещё не могут в полной мере овладеть понятиями «звук» и «речь», не понимают значение и устройство звуков, что приводит к их неправильному произношению. Поэтому, если ребенок произносит звук неправильно, то в процессе занятий следует делать акцент на «разучивание речи приемов», а не на речевую работу, которая эффективнее разучивания звуков (тем более, что делать её с детьми легче, чем с дошкольниками).

Кроме того, для детей раннего возраста большое значение имеют игры, где необходимо добиваться четкого произношения (говорить «зи-зи-зил», «зис-зи», «с-с-сс»), проигрывать разнообразные звуковые ситуации. Полезны такие занятия и для умения произносить звуки с небольшими отягощениями (мешок, сумка). Знакомство с буквами в данной логопедии предлагается в активной форме, в контексте занимательного чтения, исполнения песен, игровых упражнений и др. Логопедические игры и упражнения представлены в виде карточек-схем, «Цветика-семицветика» и др., что позволяет лучше, нагляднее и быстро усвоить предлагаемый материал.
______________________________________

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!
Жо-жо-жо – стало очень свежо.
Жу-жу-жу – может холодно ежу?
Для меня лично всегда интересны и полезны были сами чистоговорки, их правильно подобранный ритм. Этот небольшой сборник посвящен В.А.Данилову. Каждый пункт чистоговорках, озвученный в стихах, сопровождается в стихотворном варианте. Упражнение «Китенок» на развитие верхней губы. Цель: формирование правильных произносительных навыков. Упражнение состоит в том, чтобы поочередно коснувшись губами правой и левой щеки, говорить как «Кы-ы-и-и», «Пи-пи-пи» и «Гы-гы-гы». Или: «К-кы-р-р», «Г-г-х-х» и т.д.

После того, как вы научились произносить мычание «Кыыы-ха», можно играть и в другую игру. Вы представляете, что «выросли» огромные ушки. Обхватываете ими голову, максимально быстро проговариваете «кык» с закрытыми глазами. Затем, шумя и громко дыша: «ы-к, ы-к-кыр, т-ты-ы, у-уу-а». В старшей группе дети часто читают стихи и короткие скороговорки. Данный вид речевой тренировки очень эффективен в работе над произнесением согласных (С, Ц, Ж, Ч и др.), учась произносить их медленно и правильно. Ну а в подготовительной группе у детей больше трудностей с этим звуком. Для того, чтобы сформировать правильное произношение гласных звуков, можно использовать методику Т.П. Пеллер и Ф.Т. Рыженковой, которые обучают произношению именно этих звуков.
Быстро и безболезненно для детей и педагогов, ведь обучение проходит под контролем родителей, мы каждый день читаем в группе интересные сказки, песни, скороговорки, все это развивает речь детей, помогает в освоении буквиц и графических символов русского алфавита. В подготовительной к школе группе мы проводим занятия по развитию речи. Что можно дать ребёнку на этих занятиях?
— учить составлению предложений, основанных на практическом опыте.
— развивать язык на письме (грамотное написание букв и их соединений, ускорение и облегчение в овладении техникой письма, рост словарного запаса).
— закреплять навыки чтения под руководством взрослых.

Основные виды упражнений по звукопроизношению детей группы раннего возраста: массаж, щелкающий, щебетающий, говорите по-разному, посчитайте до 5 и т.д. и т п. В свою очередь упражнения по звукослоговой подготовке, как правило, не даются в основной лого психической школе, а появляются только на логопунктах, и только с приходом практики, изучения индивидуального подхода к каждому ребенку. Как правило, они выполняются логопедом на первых занятиях, как вводные. Причем, логопед использует достаточно разнообразный арсенал специальных упражнений для каждого компонента звуко смыслового анализа речи, учитывает основные направления работы по данной тематике.

Массаж для мышц голоса, чтобы произношение стало ровным, четким, звучным. Для речевой техники специальные упражнения: артикуляционная гимнастика, покачивание, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие движений артикуляции, движения, жестов и мимики.

Логопедические занятия на лого составляющие звука смысловые анализа:
-Слушаем чтение вслух.
-Играем в игру «Поймай правильный звук».
-Показываем картинки.
-Логическое задание по заданному звуку.